В 90-е годы прошлого столетия Михаил Ефимович Николаев от простого секретаря Якутского обкома партии вырос до национального лидера Республики Саха (Якутия). Именно благодаря его поддержке в Якутии зародилась теория семейной парадигмы развития общества, был создан специальный государственный орган управления, который занимался вопросами семьи, издавались книги, брошюры, проводились круглые столы, конференции. Статьи о семейной парадигме развития общества были размещены в таких фундаментальных журналах, как «Вопросы философии» и «Философские науки». Также принимались практические меры по развитию семейной экономики. Был издан специальный указ Президента Республики Саха (Якутия) о развитии семейной экономики. Проводилась многогранная практическая работа по развитию семейной экономики и в целом семейной парадигмы развития общества.
Эта статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам семейной парадигмы развития общества и той практической работе, которая проводилась Николаевым Михаилом Ефимовичем в девяностые годы прошлого столетия в Республике Саха (Якутия).
1. Вызовы и угрозы времени
Ещё в девяностых годах прошлого столетия, размышляя о тех процессах, которые происходят в мире, в России и у нас в Якутии, я писал о том, что человечество стоит перед огромными преобразованиями и изменениями как физического существа. Если говорить простым языком, то человечество, если оно не осознает эти угрозы и вызовы, может превратиться в роботов и, естественно, роботы будут управляться из одного компьютера. Мы помним, в конце восьмидесятых годов появилась теория конвергенции, которая говорила о том, что и социализм, и капитализм как бы сливаются, становятся единым целым. Потом появилась теория глобализации, которая говорила, что мир становится глобальным, становится единой деревней. И все это, конечно, транслировалось Западом с тем, чтобы у нас в мире был один гегемон. Естественно, это Соединённые Штаты Америки. И, наверное, разработчики этих теорий лелеяли мысль о том, что они будут через некоторое время управлять всем человечеством из одного компьютера.
Но, к счастью, в природе существуют две равноправные тенденции – глобализации и регионализации. Глобализация это, естественно, процессы центростремительные, регионализация – это процессы центробежные, и они существуют объективно. В те или иные времена в историческом отрезке времени доминирует та или иная тенденция. В девяностых годах конкретно доминировала тенденция глобализации, в настоящее время, конечно, тенденция регионализации, когда мы говорим, что мир стал многополярным и идёт к тому, чтобы стать многополярным. Это значит, что преобладает тенденция регионализации, значит, и человечество должно правильно осознать все опасности, угрозы и вызовы времени. И выбрать правильный стратегический курс, путь развития человечества. Это значит развиваться и сохраниться как Homo sapiens, как человек. И основой всего этого, конечно, должна стать именно семейная парадигма развития, сохранения семьи и развития семьи именно как генетического кода человечества.
К счастью, Россия в настоящее время стала центром именно такого направления развития всех процессов, которые сейчас происходят.
2. Что такое парадигма?
В математике есть такое понятие, как «аксиома». Для того, чтобы доказать некую теорему в математике, берётся за основу не требующая доказательства аксиома, и на основе нескольких аксиом доказывается теорема. Это в математике, а в общественных науках для того, чтобы анализировать развитие человеческого общества и в историческом аспекте, и в перспективе, применяется такое понятие, как парадигма.
В XX веке доминировала парадигма общественно- экономических формаций. Считалось, что человечество развивается именно по общественно-экономическим формациям. Вы помните, сначала было первобытное общество как общественно-экономическая формация. Потом рабовладельческий строй, феодализм, социализм и далее должен был наступить коммунизм. Такая парадигма – общественно-экономических формаций – имеет право на жизнь для анализа развития человеческого общества. Но она не единственно верная, как нам говорили апологеты марксизма-ленинизма.
В XX же веке появилась теория цивилизаций, которая дополняет теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономические формации основываются на понятии производственных отношений, на изменении производственных отношений. По мере развития средств производства меняются общественно-экономические отношения и, соответственно, общественно-экономические формации. А цивилизационный подход учитывает еще и культурно-исторические особенности той или иной страны.
Сейчас мы говорим о том, что Россия – это особая самобытная цивилизация. Я поддерживаю такой подход, что действительно Россия – это огромная страна, со своими большими особенностями. И Россия – это абсолютно не Восток и не Запад, это особая самобытная цивилизация. Это цивилизация Севера, поскольку мы живём в суровой стране, поэтому можно сказать, что Россия – это цивилизация Севера. И подобно тому, как птицы с юга прилетают на север для размножение, для создания потомства, наша цивилизация, на мой взгляд, играет огромную роль для всего человечества, для всей человеческой цивилизации. И особенно сейчас — при зарождении нового этапа развития человечества.
3. Суть семейной парадигмы
Когда мы говорим об общественно-экономических формациях, считается, что капитализм – это доминирование частного над общим, а социализм это, наоборот, доминирование коллективного, общего над частным. И в этом есть тоже некое противоречие, но в единстве и борьбе противоположностей и происходит развитие.
Мне кажется, что семья – это такая субстанция, в которой есть и коллективное начало, и индивидуальное, частное начало. Поэтому тут пересекаются и та, и другая сущности. И именно семья – это и есть генетическая основа развития человечества.
Карл Маркс говорил о том, что семья – это ячейка общества. То есть якобы общество изначально имеется априори, а семьи в этой сущности являются лишь ячейками.Образно говоря, есть банк, и в этом банке есть банковские ячейки.
Я считаю, что это немножко неправильно, потому что семья это генетическая основа для развития общества. Сначала Бог создал семью как организацию для продолжения рода человеческого. И в свою очередь несколько и множество семей объединяясь, создают населённые пункты. А населенные пункты, объединяясь, создают районы, улусы.
Те, в свою очередь объединяясь, создают области, края, республики. А области, края, республики, объединяясь, создают Российскую Федерацию.
Таким образом, Россия начинается с семьи.
И суть семейной парадигмы заключается в следующем: развитие любого общества основывается именно на семье, на том, что это есть генетическая единица. Семья- начало начал. На основе семьи развивается общество, развивается государство. Это означает, что в государственной политике должен быть акцент не на благополучии отдельного человека, акцент должен быть сделан на благополучии семей. Благополучие и развитие семьи – в этом суть семейной парадигмы развития общества.
4. Воспоминания о семейной экономике
В девяностых годах прошлого столетия я был внештатным советником по финансовым вопросам первого Президента Республики Саха (Якутия) Николаева Михаила Ефимовича. У меня даже сохранилось удостоверение с подписью Михаила Ефимовича. Но я был советником по привлечению инвестиций. Был проект, когда Михаил Ефимович создал алмазный и золотой фонд республики, и они лежали, как сокровища, без дела. Я предложил проект, чтобы они начали работать не как сокровища, а как капитал. И Михаил Ефимович издал секретное распоряжение, по которому выделялись алмазы на 100 млн долларов и на его основе, не перемещая алмазы из города Якутска, привлекать инвестиции в развитие нашей республики.
Я с этим проектом объездил много стран, но, к сожалению, российское законодательство того времени не позволило реализовать этот проект. Я приносил и другие разного рода концепции и предложения.
И вот однажды я написал на нескольких листах концепцию семейной экономики. Пришёл к Михаилу Ефимовичу в кабинет. Отдаю эту концепцию. Он бумагу отложил в сторону и говорит: «Давай рассказывай, что ты мне принёс». Я вообще плохо умею рассказывать. Но тогда, по крайней мере, кое-как рассказал. Ушёл, а через день он мне звонит по телефону. Он вообще мне редко звонил, просто вызывал, и мы разговаривали. Тут он звонит и говорит: «Слушай, я прочитал твою бумагу, она нужная, и надо готовить Указ Президента Республики Саха (Якутия)». Я говорю: «Михаил Ефимович, я собрался завтра лететь в Москву. Можно ли мне после приезда?» «Нет, – он говорит. – Дело очень важное. Так что ты отложи свою командировку и займись этим вопросом. Завтра я собираю совещание».
На совещании он собрал всех крупных ученых, экономистов республики, докторов экономических наук, и мы обсуждали. Он задал вопрос: «Скажите, что такое семейная экономика? И вообще с чем ее едят?» Мы там очень долго обсуждали, потом он дал поручение создать рабочую группу во главе со мной и сделать проект указа. Проект был сделан, указ был издан и начал реализовываться. Вот так началось реализация проекта семейной экономики в Республике Саха (Якутия).
Могу рассказать, как это было реализовано у нас в финансовой корпорации «САПИ». Мы выделили из нашего фонда по просьбе правительства и по заданию лично Михаила Ефимовича Николаева определенную сумму для оказания помощи личным подсобным хозяйствам, которые занимаются скотоводством. Дело в том, что в Вилюйской группе улусов в 1998 году было наводнение, не было травостоя, и была опасность, что люди просто зарежут весь скот, что нанесет очень большой урон сельскому хозяйству. Мы придумали проект «Агрочек». Я предложил выпускать векселя под эти деньги, и финансировать векселями помощь личным подсобным хозяйствам- семьям. Работала комиссия под руководством моего заместителя по финансовым вопросам Айсена Сергеевича Николаева. Они долго думали, а потом сказали, что вексель не пойдет, потому что это будет нарушение законодательства. И предложили проект агрочеков.
Суть проекта заключается в следующем. Мы эмитировали агрочеки за подписью двух людей – президента акционерной компании «АЛРОСА» Вячеслава Анатольевича Штырова и президента финансово-промышленной группы «САПИ» Тумусова. Такие бумажки были напечатаны на ту сумму, которая была у нас в фонде выделена для поддержки сельского хозяйства. Мы их по количеству поголовья скота раздали личным подсобным хозяйствам, то есть семьям, и потом выпустили прайс-лист. И сказали: «По вашей заявке мы вам привезём сено, любой может привезти сено, комбикорм и то, что нужно для ведения сельского хозяйства, чтобы поголовье скота было сохранено. И началась работа. И предприниматели, и наши структуры по заявкам семейных хозяйств привозили это сено или комбикорма прямо во двор, они рассчитывались своими агрочеками, которые потом превращались в деньги, когда они предъявлялись в фонд «САПИ».
Проект очень хорошо сработал, был одобрен президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым. Я предложил расширить проект на заречную группу улусов. Он согласился, создал рабочую группу, куда вошли заместитель председателя правительства Бурнашов Роберт Андреевич, министр сельского хозяйства Егор Афанасьевич Борисов и председатель аграрного комитета парламента – Ил Тумэн Филипп Гаврильевич Охлопков – народный депутат от Мегино-Кангаласского улуса. Мы несколько раз совещались. Я им всю эту схему проекта рассказал. Они даже восхитились проектом, но сказали: «Мы тебя не пустим в заречные улусы». Так этот проект был загублен.
5. Финансовый механизм реализации парадигмы
Главная экономическая идея проекта семейная парадигма развития общества заключается в том, что семья признается экономической единицей, если хотите предприятием. Она как настоящее предприятие имеет руководителя- Главу семьи, свою печать и другие атрибуты хозяйственной единицы. На каждую семью открывается счёт, каждая семья имеет расчетный счет в банке. И управляет расчётным счётом, естественно, глава семьи. И все государственные деньги, которые направляются на сохранение и приумножение человеческого капитала по нормативам, перечисляются на эти банковские счета.
Например, на человеческий капитал направляются из государственного бюджета деньги на образование, на здравоохранение, часть средств на субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и на поддержку личных подсобных хозяйств в сельском хозяйстве.
Традиционно по образованию, сейчас деньги поступают из бюджета в минфин, в министерство образования, в муниципалитеты, а из муниципалитетов – на расчетные счета школ. И школа как бы финансируется. При семейной парадигме развития общества это меняется. Деньги поступают на расчетные счета семей, и глава семьи приходит к директору школы, они заключают договор. Вот я даю вам обучать моих детей, и у меня такие требования. И директор тоже говорит: да, я беру ваших детей, у меня такие такие требования. Заключается договор, деньги приходят в школу. По всем направлениям примерно так должно быть. Таков финансовый механизм реализации парадигмы.
6. Экономическая идеология парадигмы
Сейчас экономическая идеология государства такова: макроэкономическая стабильность, сдерживание инфляции, объем инвестиций, валовый внутренний продукт и так далее.
В советское время считали, сколько было произведено стали чугуна, нефти, газа и так далее. Естественно, экономическая идеология при семейной парадигме развития общества меняется. Считается, что экономика имеет три уровня.
Первый уровень – это семейная экономика. Второй уровень – это муниципальная экономика. Третий уровень – это, конечно, региональная экономика.
На уровне семейной экономики определяется, какой уровень дохода у семьи и насколько это хватает для благополучие семьи. Второй уровень – это муниципальная экономика. Для муниципальной экономики важно обеспечение нормальной жизнедеятельности муниципалитета. Это дороги, связь, жилищно-коммунальное хозяйство. В общем и в целом это инфраструктура и ее обновление.
Региональная экономика – это уровень экономики, где создаются доходы, прибыль от бюджетообразующих предприятий. Предприятия отчисляют в бюджет региона, оттуда – субсидии и дотации муниципалитету, и плата по нормативам на человеческий капитал. Когда будет такая идеология, будет абсолютно понятно, как человек работает, сколько он зарабатывает и как это связано с муниципальной экономикой, то есть местом, где он живёт. И, конечно, должны быть предприятия, которые приносят доход и обеспечивают нормальное функционирование семейной и муниципальной экономики. Вот такая идеология должна быть при семейной парадигме развития общества.
7. Приоритет сельским многодетным семьям
Я разработал и внес в Государственную Думу законопроект о мерах государственной поддержки сельских многодетных семей. В чем смысл этого законопроекта? Он в том, чтобы поддерживать и культивировать многодетные семьи именно в сельских населенных пунктах. Там заложены несколько несколько новелл.
Первая новелла это про жилье. Фундаментальный вопрос доя каждой семьи это жилье. Сегодня жилье можно построить, купить за ипотечный кредит.И, конечно, молодая семья, она получает ипотечный кредит, строит себе на селе жилье. И при этом кредит превращается чуть ли не в пожизненную кабалу. Наше предложение заключается в следующем.
При рождении первого ребенка списывается 25% ипотечного кредита. При рождении второго ребенка списывается ещё 25 %. При рождении третьего ребенка ещё 25%, то есть всего списывается 75% кредита. А при рождении четвертого ребенка списывается весь ипотечный кредит. Это первая новелла.
Вторая новелла касается самообеспечения продуктами питания. Принцип заключается в следующем. Раз человек живет на селе, он занимается сельским хозяйством, и государство платит ему зарплату за то, что он сам себя обеспечивает основными продуктами питания. А это мясо, молоко и овощи.
Плата семьям, семейным хозяйствам идет по нормативам за поголовье скота на 1 ноября каждого года. А за огороды тоже по нормативам необходимым для нормального питания каждому члену семьи плата, естественно идет за квадратные метры теплиц, огородов. Все дополнительно произведенная продукция может продаваться. Должна быть государством, муниципалитетами организована закупочная система.
Первое, что касается крупного рогатого скота по поголовью скота, исходя из нормативам 87 килограммов необходимо по медицинским нормативам на каждого человека семьи, начиная с маленького ребенка до глубокого старика. Это 87 килограмм на год. 240 литров молока это тоже норма потребления на каждого человека. Исходя из рыночной цены продуктов: мяса, молока определяется сумма платежей.. Ну, например, литр молока считаем, что стоит 70 рублей, килограмм мяса 500 ₽. Это расчетная цена используемая для расчета суммы платежей за одну голову крупного рогатого скота на 1 ноября каждого года.
Семья из пяти человек, чтобы обеспечить себя мясом, молоком по медицинским нормативам должна содержать, иметь на 1 ноября каждого года 12 голов. Считая телят и дойных коров.
Расчеты показывают, что за самообеспечение этой семьи самого себя мясом и молоко надо платить 25 тыс рублей за каждую голову.
Примерно так же считается сумма платежей семьям за самообеспечение овощами. Исходя из того что каждый человек в день должен потреблять 400 грамм овощей считается приведенная сумма в расчете на квадратный метр теплицы, огорода.
При этом семье сохраняются все выплаты определенные государством как социальные выплаты.
Таким образом появился бы мощный стимул жить, работать, растить детей на селе. Именно на селе сохраняется, приумножается культурный код нации.
8. Коэффициент рождаемости
Михаил Ефимович Николаев был настолько прозорлив, настолько он чувствовал и понимал насущные нужды народа, что очень многое создал, сделал и то, что он сделал и создал, работает на десятилетия и на столетия вперёд. Он первым в стране создал государственный орган управления, занимающийся вопросами семьи и детства. То, что он создал игры «Дети Азии» – это вообще гениально, и это мы сейчас только понимаем.
Сегодняшняя Россия в прошлом году имела коэффициент рождаемости 1,41.
Это деградация, для нормального воспроизводства населения должно быть 2,1–2,17. Тогда только население может поддерживаться на уровне, воспроизводиться и развиваться.
К сожалению, сегодня 1,4. Это значит, что через 50–100 лет России может и не быть в том составе, структуре населения, который сегодня имеем. Поэтому надо принять кардинальные меры. Поэтому и Президент страны Путин Владимир Владимирович первый раз в 2008, и теперь и в 2024 году объявил в Российской Федерации Год Семьи. Это не для того, чтобы один год заниматься проблемами семьи, а для того, чтобы все поняли, что это фундаментальный вопрос выживания и развития страны, на десятилетия, столетия вперёд. Если мы сейчас не примем кардинальных мер, то в будущем присутствие России будет под большим вопросом. В своей речи на открытии Года Семьи он сказал об этом. Я абсолютно уверен в том, что страна, государство переходят на семейную парадигму развития общества. И только это спасёт нашу страну, Великую Российскую Федерацию.
9. Здоровая семья – сильный народ
Здоровье каждого – главный ресурс человека. Мы должны это понять. На Севере всегда так было. Человек всегда понимал, что его здоровье – это его главный ресурс. Врачи, медицинские работники – это лишь помощники, которые при возникновении проблем советуют, подсказывают, оказывают медицинскую помощь. В этом смысле мы уже готовы к такому подходу.
На Севере много традиционных знаний, которые такую философию поддерживают. И поэтому именно по северному типу надо строить организацию всей системы здравоохранения. Сегодняшняя система здравоохранения построена по принципу бизнеса: сколько человек заболело, столько денег получают медицинские учреждения. И в отдаленных малонаселенных пунктах они получают копейки, потому что там мало людей, мало заболевших, и люди в основном сами себя берегут.
Поэтому первое. Здравоохранение должно быть переведено на сметно-бюджетное финансирование, чтобы оно финансировалось в полном объеме, вне зависимости от количества населения.
Второе. В северных населенных пунктах, в отдалённых населённых пунктах должны быть развиты мобильное медицина и телемедицина. Медики должны четыре-пять раз в год приезжать в деревню и конкретно работать с семьями. Это должны быть семейные врачи, привлекающие узких специалистов. Они приходят в семьи и мониторят здоровье каждого и в целом семьи в присутствии каждого члена семьи. Каждому определяют задачу, как лучше поддерживать, улучшать своё здоровье и бесплатно дают лекарства и все, что необходимо для улучшения здоровья.
В каждом фельдшерско-акушерском пункте в любой деревне должен стоять медицинский робот (не в том виде, что показывают по телевизору, вроде роботов-собак), а перечень оборудования – компактного, медицинского мини-оборудования, которое проводит все анализы (крови, мочи и так далее) и проводит комплекс обследований (УЗИ, рентген и т.д.) Потом, естественно, данные могут передаваться в районные, областные и даже московские клиники для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить дорожную карту лечения, маршрутизацию каждого пациента.
Вот такая медицина должна быть организована у нас в северных условиях. Тогда это будет реальная семейная парадигма развития общества, потому что при таком подходе целью должно быть не сколько больных появилось, а на сколько продлена жизнь каждого жителя страны.
Еще нет аккаунта?