На Дальнем Востоке и в Арктике нужно решать застарелые проблемы развития
Выступление в Государственной Думе 19 октября 2023 года
Уважаемые Депутаты Государственной Думы!
Буквально позавчера наш Президент Владимир Владимирович Путин в своей речи на церемонии открытия третьего Международного форума «Один пояс, один путь» сказал следующее:
«…Ещё один коридор от Арктики на Юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур – это огромные сибирские реки, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути…»
Это безусловно, новая глобальная роль всей территории Дальнего Востока, в том числе моей родной Республики Саха (Якутия).
Представители Правительства Российской Федерации, рассказывая об успехах развития Дальнего Востока, обычно говорят: «Темпы роста инвестиций в основной капитал превышают среднероссийский уровень в три раза. Если говорить о развитии отраслей экономики, то в 2,5 раза увеличилась добыча угля за последние десять лет, в 2,4 раза возросло производство продукции агропромышленного комплекса, в 1,6 раза увеличилась добыча золота, на 30% – ввод жилья. Рост промышленного производства опережает среднероссийский на 30%».
Да, все это правильные цифры.
Но тогда возникает вопрос, откуда же появляются такие вопросы:
– Почему же территория Дальнего Востока лидер по оттоку населения?
– Почему такая большая разница в доходах между работниками промышленных предприятий и работниками других отраслей экономики в одном и том же регионе?
– Почему районные коэффициенты и северные надбавки не обеспечивают превосходство северных зарплат над зарплатами на «материке»?
– Почему цены на авиабилеты внутри региона в два-три раза дороже чем авиабилеты до Москвы?
– Почему люди крайне недовольны системой оказания медицинской помощи?
– Почему происходят ежедневные перебои в электроснабжении, постоянные аварии?
Невольно создается впечатление, что экономические показатели, цифры сами по себе, а реальная жизнь на земле, уровень, качество жизни – это другое.
А все потому что сегодня идет какое-то «островное» развитие территорий Дальнего Востока и Арктики, повсюду какие-то робинзоновские острова («дальневосточный гектар», «территории опережающего развития» и так далее).
Вот посмотрите, каждое уважающее себя предприятие, в основном горнодобывающее, создает свою инфраструктуру: строят свои дороги, даже железные, энергетику, аэропорты и «чужих» туда не пускают, не подключают.
Например, ведомственная дорога в Ленске, «Газпромэнергохолдинг» строит электростанцию в Чульмане, а теплоснабжением Чульмана, т. е. когенерацией, заниматься не хочет. Золотодобывающие предприятия строят свои ЛЭП, а близлежащие села, сидящие на дорогущей дизельной генерации, не подключают.
На Дальнем Востоке и особенно в Арктике есть сотни населенных пунктов, где электроэнергия вырабатывается дизельными электростанциями с себестоимостью 1 квт около 50 и более рублей, а рядом проходит «большая» энергетика. И никто не собирается их подключать, модернизировать.
На Восточном экономическом форуме Президент сказал, что только 35% недр Дальнего Востока геологически изучены. Надо в разы увеличивать геолого-разведочные работы. Но и уже имеющиеся запасы газа и нефти достаточны, чтобы модернизировать и в разы повысить надежность и эффективность всей энергетики Дальнего Востока.
Надо дать газ промышленным предприятиям. В первую очередь, это газификация энергетики. Сегодня «Газпром» категорически отрицает возможность давать на Дальнем Востоке газ энергетикам. Его позиция – газа нет, весь газ законтрактован на экспорт.
Выход есть!
Надо пустить независимых производителей газа в трубу «Газпрома». Необходимо, чтобы Правительство Российской Федерации приняло решение, чтобы к 2030 году энергогенерация Дальнего Востока на 90 % стала газовой, как в центральной России.
Надо, чтобы во всех областных и краевых центрах, крупных городах Дальнего Востока, таких, как Благовещенск, Хабаровск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре и другие, не должно остаться угольных электростанций и котельных. И такая возможность есть. Это позволит существенно стабилизировать тарифы на тепло и электроэнергию, высвободить провозные мощности РЖД, увеличив экспорт товаров с более высокой добавленной стоимостью.
Это лишь малая часть энергетических проблем Дальнего Востока и Арктики. Но без решения энергетических и транспортных проблем невозможно никакое развитие.
Образно говоря, это те самые звенья цепи, ухватившись за которые можно вытянуть все развитие. Это есть преодоление изолированности: от энергетики, от железных дорог, от автодорог, т. е. необходимо создавать единый национальный инфраструктурный каркас развития, который позволит вовлечь в хозяйственный оборот новые территории с огромными природными ресурсами: золото, медь, нефть, газ и т. д.
И мы надеемся, что проектируемый транспортный коридор от Арктики на юг и будет комплексно решать эти транспортные и энергетические проблемы. Но если Правительство будет продолжать иногда затягивать исполнение поручений Президента, то не скоро мы вступим на столбовую дорогу развития.
Я имею ввиду поручение Президента о необходимости решить вопрос субсидирования внутрирегиональных пассажирских перевозок. Поручение есть, есть проект Постановления Правительства во исполнения этого поручения.
Проект Постановления аж с 2021 года ходит по коридорам Правительства для согласования. Может, пора уже Минвостокразвития и Минтрансу брать Минфин штурмом?
Изношенность и дряхление электрических сетей уже стали притчей во языцех. Кажется, чуть ветерок подует, и деревянные столбы электросетей начинают падать. Нужно вкладывать огромные средства на обновление и модернизацию электрических сетей. Иначе еще много лет будем сидеть и молить бога, чтобы не замерзнуть в лютую зиму.
В Приморском крае порядка 40% мостов и мостовых переходов находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Нужна глобальная модернизация всей инфраструктуры под изменившиеся логистические потоки. Там же состояние погранпереходов, их состояние, пропускная способность серьезно тормозят развитие импорта-экспорта между Россией и КНР.
Моторное топливо в некоторые субъекты Дальнего Востока доставляется и железнодорожным, и морским транспортом. При этом льготные тарифы на железнодорожном транспорте есть, а вот на морском нет. Надо бы установить.
Уважаемые коллеги!
Совершенно особого подхода требует система организации здравоохранения в районах Дальнего Востока и Арктики. В силу естественных особенностей, главной из которых является множество малонаселенных пунктов, разбросанных на огромные расстояния. И тут никак не подходит система финансирования здравоохранения, основанная на принципах бизнеса. Тем больше больных пациентов, тем больше выделяется денег. Во-первых, надо переходить на бюджетно-сметный принцип финансирования. Во-вторых, надо менять саму модель организации оказания медицинской помощи.
Россия испытывает четыре хронических системных дефицита в первичном звене: доступности, качества, нехватки врачей и финансирования.
Между тем, опыт других отраслей подсказывает выход через цифровую трансформацию путем смены самих моделей оказания услуг на более эффективные.
Например, гибридные «Цифровые ФАПы» и «Умные мини-поликлиники», которые позволяют близкий к поликлиническому медицинский функционал, включая первичную специализированную помощь, при этом на порядок при меньших капитальных и операционных затратах.
Также имеется множество других разработок в русле цифровой трансформации здравоохранения. В частности, медицинские чат-боты, работающие на основе искусственного интеллекта.
Это все может системно решить проблемы первичного звена здравоохранения, начиная с наименее населенных регионов Дальнего Востока и Арктики.
На днях направил депутатский запрос Заместителю Председателя Правительства Татьяне Алексеевне Голиковой по этим конкретным предложениям.
Если долгосрочные, стратегические задачи развития Дальнего Востока и Арктики в соответствии с решениями Президента РФ Путина В.В. решаются более или менее последовательно, то решение текущих и застарелых проблем оставляет желать лучшего.
Будем надеяться, что Правительство, особенно новый состав будет более оперативно решать все проблемы.
Еще нет аккаунта?