Недавно новости пестрили заголовками об очередном триумфе якутского кино: на первом фестивале авторского кино «Зимний» (замена «Кинотавру») второй фильм Любови Борисовой «Кэрэни көрбүт» («Не хороните меня без Ивана») завоевал Гран-при. История дружбы якутского художника Ивана Попова и Степана Бересекова, страдавшего летаргическим сном, покорила московскую аудиторию, но сможет ли завоевать сердца зрителей дома, в Якутии?
Иван Васильевич Попов является довольно знаковой личностью в Якутии. Он вошел в анналы истории не только как профессиональный художник, но и этнограф: часто совершал экспедиции для сбора этнографических материалов, тем самым сохраняя культурную самобытность якутского народа. В его жизни присутствовал эпизод с элементами мистики, в котором был замешан Степан Бересеков, страдавший летаргическим сном. Именно знакомство и путешествие этих двоих по девственным лесам и алаасам Таттинского и Мегино-Кангаласского улусов показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана».
Структурно напоминая классические советские экранизации русских сказок, а также древнегреческую «Одиссею», но с элементами бадди-муви в духе литературного «Хоббита», покоряет.
Во-первых, качественной съемкой. Работа операторов восхищает и заставляет вспоминать лучшие пейзажные и панорамные виды Джона Мэтисона («Гладиатор», «Август Раш», «Царство Небесное»). На хорошем уровне и монтаж, но местами были склеены не столь удачные между собой кадры. В целом, техническая сторона фильма на очень хорошем уровне, чем в других проектах даже российских масштабов с более высокими вложениями средств.
Во-вторых, актерским составом. Дариус Гумаускас станет большим открытием для якутской аудитории, незнакомой с авторскими российскими фильмами. Его можно было увидеть в «Герде» Натальи Кудряшовой и «Пальмире» Ивана Болотникова. Его якутский заслуживает отдельной похвалы. Обычно актерам трудно бывает играть роль на неродном языке, но Гумаускас отлично справился с этой преградой. Не менее большим открытием станет Александр Чичахов — учитель труда из Хангаласского района. Конечно, заметно, что он не профессиональный актер. Но даже несмотря на то, что у него в отличие от более маститого коллеги нет актерского за спиной, Чичахов вжился в роль простого, доброго, в меру загадочного и наивного Степана Бересекова. С хорошей стороны показали себя и второстепенные персонажи, которые добавили фильму еще больших шарма и душевности.
В-третьих, самой структурой. Да, наверное, именно структура является одним из главных плюсов фильма. Она действительно напоминает сказки, которые крутились в предновогоднее утро по каналам. Двое друзей отправляются в путешествие, избегая злой участи, встречают разной масти людей и помогают им справиться с наступившими трудностями, сами проходят через ряд испытаний и в конце возвращаются домой с пониманием одной простой истины, которая выстреливает в финале картины. Конец по-настоящему получился красивым и мощным: неважно где и когда, но все мы ходим под одним солнцем. Мы — одинаковые. Нет иных различий, чем душа человека и его восприятие прекрасного. А в этом мире прекрасны все и всё, что нас окружает.
Но киноработа Борисовой не старается светлой драмой с актуальной на сегодня темой. В ней достаточно комичных и умилительных моментов, которые сглаживают края и не резких поворотов то в одну, то в другую крайность. Соблюден неплохой баланс, в помощь которому приходит очаровательное музыкальное сопровождение: даже с закрытыми глазами можно прочувствовать полет, печаль и боль человека, радость и тепло улыбок. Достойная работа, что не может не заставить поаплодировать команде композиторов.
«Не хороните меня без Ивана» действительно становится подарком для жителей Якутии в преддверии Нового года. Простая и душевная картина о принятии себя и изображении жизни, наполненной красотой, располагает к себе безоговорочно. Напоминая по духу «Зеленую книгу», «1+1», «Далекие близкие» и другие картины, якутский фильм вселяет оптимизм.
Еще нет аккаунта?