По идее, сами цифры — не совсем инфоповод. Вот, например, пишут, Якутия подпишет на ВЭФ около 40 соглашений на общую сумму 330 млрд рублей. Мы, журналисты, коллеги из пресс-служб и особенно чиновники все зациклены на цифрах. Километры построенных автодорог, объем квадратного метра вводимого жилья, количество добытых полезных ископаемых, сумма инвестиций, ВРП и ВВП не говорят ничего обывателю. Надо постараться пересказать на более понятном языке.
ВЭФ – усиленное внимание к Дальнему Востоку
Хорошие новости идут с ВЭФ. Если отбросить политику, геополитику, слова «разворот на Восток», начатый реально еще в 2013 году, мысли, что изолировать нашу страну невозможно, остаются реальные планы развития Дальнего Востока, а значит и Якутии.
Как многодетный отец, лично я приветствую, например, планы по строительству парка развлечений (эдакий Диснейленд) на острове Русский. Пишут, что в 2029 году будет построен такой парк – аналог Сочи-парку. В Сочи-парк в этом году не попали, а значит посетим Владивосток. Радует, что будут вложены большие деньги на обустройство курортов и туристических маршрутов на Камчатке. Не зря Путин провел заседание по данному вопросу. Просто из Якутии далеко ехать на Запад, а Приморье и Камчатка нам ближе.
Якутия вернется не с пустыми руками с ВЭФ. Будет построен современный Адаптивный образовательный комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья с постшкольным профессиональным образованием для социальной адаптации. Строится комплекс на деньги ВЭБ.РФ. Стройка начнется в следующем году. Это не простая школа, а целый комплекс с детсадом, интернатом и видимо еще с возможностью образования после средней школы раз постшкольное.
В Якутске будет построена, наконец, мусороперегрузочная станция на 8 км. Вилюйского тракта. Отрадно, что реализовать проект будет наша якутская компания «Айылга». Проект поддержан Корпорацией развития ДВ, а значит компания получит налоговые льготы и другие преференции. Станция строится по нацпроекту «Экология» на федеральные деньги. Так закладываются возможности для нашей перерабатывающей промышленности. Будет трудоустроено почти 90 человек. Значит должны будем прививать привычку сортировать мусор. Вторичное производство на вечной мерзлоте тоже возможно.
Будет построена высоковольтная линия электропередачи «Сулгачи-Амга» на 110 кВ и подстанция. «РусГидро» будет строить эту линию. В настоящее время потребности Амгинского района обеспечиваются по линии электропередач 35 кВ. Это хорошая новость для амгинцев да и всех жителей Заречья.
Жители сел Мома (Хонуу), Сасыр, Кулун-Елбют и Тебюлях (Чумпу-Кытыл) Момского района тоже рады. Там в рамках форума запустили гибридные энергетические комплексы. Пишут, что станция в Хонуу стала самой крупной в мире станцией на солнечных батареях за Полярным кругом. Я был там во время отчета правительства несколько лет назад. Гибридная станция значительно сэкономит дизельное топливо. Например, в селе Улахан-Кюель Верхоянского района такая гибридная станция сэкономила 50 % топлива за год. Кстати, Якутии на ВЭФ-2022 вручили диплом, свидетельствующий, что республика является лидером (третье место) в инвестиционном рейтинге возобновляемой энергетики. У нас, оказывается, 28 солнечных электростанций и 1 ветродизельный комплекс. По соглашению с ПАО «РусГидро» до 2024 года планируется модернизация 72 объектов с применением возобновляемых источников энергии в рамках энергосервисных договоров. Это и правильно, завозить топливо на Север очень дорого. Маломальская экономия бережет каждый бюджетный рубль.
Наверное, самым большим по объему инвестиций (почти 235 млрд.руб.) является проект горнопромышленного кластера в арктической зоне республики. Всего будет создано 5111 новых рабочих мест. Республика сама будет строить социальные объекты в поселках Усть-Куйга и Депутатский, селе Хайыр, обновит жилищный фонд. Минцифры РФ обеспечит арктические районы высокоскоростным интернетом. Для освоения месторождений Куларского золотоносного района, золоторудного месторождения «Кючус», месторождения олова «ручей Тирехтях» и Депутатского оловорудного месторождения будет построена атомная станция малой мощности, которая также будет обеспечивать мощности населенных пунктов. Не секрет, что такие соглашения готовятся и согласуются заранее. Работал в министерстве – знаю. ВЭФ – это некая отправная начальная точка, где подписываются эти соглашения и, можно сказать, заверяются их уровень важности и утверждаются сроки реализации.
Про Северный завоз и аварийное жилье
Кроме того, площадки ВЭФ — возможность продвижения проектов республики и лоббирования ее интересов. Например, Якутия предлагает конкретизировать меры финансовой поддержки северного завоза (возместить расходы на погашение процентов по банковским кредитам участникам северного завоза, компенсировать из федерального бюджета расходы теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с ростом цен на топливо). Предлагается в проекте закона о северном завозе закрепить понятие сезонные автодороги (зимники). Это было озвучено на отдельной сессии по северному завозу.
На дискуссионной площадке клуба губернаторов Айсен Николаев говорил о необходимости новых методик и подходов к пространственному развитию макрорегиона. Иными словами, развитие инфраструктуры, расширение железных путей всего Дальнего Востока. Кстати, некоторые тут недоумевают по соглашению («Железные дороги Якутии») о транспортно-логистическом комплексе «Джалинда» (строится железная дорога с мостом в Мохэ). Речь идет о растущей потребности якутского угля в КНР и возможности увеличения пропускного пути по-новому хабу. Не зря же Эльгауголь строит свою частную железную дорогу в сторону Аяна. Мощностей БАМ просто не хватает.
Глава республики также поставил вопрос о приоритетном финансировании на Дальнем Востоке третьего этапа программы переселения из ветхого и аварийного жилья. По словам Айсена Николаева, в Якутии есть целые кварталы, которые были признаны аварийными после 2017 года, и их пока невозможно включить в эту программу. Данный вопрос был озвучен ранее на встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным.
Вице-премьер Юрий Трутнев предложил создавать трансграничные территории опережающего развития. Предложение уже поддержано Владимиром Путиным.
В свою очередь глава город Якутска Евгений Григорьев на площадке по развитию человеческого капитала предложил разработать федеральную программу капитального ремонта детских садов, учреждений дополнительного образования, детско-юношеских спортивных школ по аналогии с программой капремонта школ. В городе так отремонтировали 11 школ. Мэр предложил также продлить действие программы «1000 дворов ДФО» на последующие годы. В день города у нас будут официально открыты по 75 дворовых территорий.
Таким образом, ВЭФ – это реальные соглашения и планы по развитию Дальнего Востока. ВЭФ – также площадка для продвижения интересов регионов на федеральный уровень. Такого количества федерального десанта на никаких других площадках, кроме Санкт-Петербургского экономического форума, не бывает.
Увеличение объемов финансирования проектов прямое доказательство большого внимания к Дальнему Востоку. Цифры важны, но они — не главное. Главное – приоритет и поддержка нас, дальневосточников. Разворот на Восток — это реальность со своими хорошими перспективами.
На фото: Подписание соглашения по проекту горнопромышленного кластера в арктической зоне республики
Еще нет аккаунта?