Решил заново опубликовать свой старый пост. Он затерялся в сети Интернет.
Во время студенчества казахи говорили: «Вы – саки, а мы – ка–саки». Про родство казахов и саха много пишут. Наверное, современные казахи и саха родственные народы. Я уже писал про скифский компонент у саха ранее в своем блоге. Хотя до сих пор идут споры о том, были ли скифы (саки) тюрками или индоарийскими племенами, склоняюсь к версии пратюркоязычных племен.
Кайсаки – Кый саха?
Есть интересная этимология слова казах. В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по официальным версиям, тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками. (Источник Википедия).
«По основной версии, слово «қазақ» в переводе с древнетюркского языка означает — «свободный, вольный, независимый человек, удалец». В мусульманских письменных источниках слово встречается в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894 году, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник»».
Давайте попробуем перевести слово Кай-сак на язык саха. Может означает «Кый саха»? Слово «Кый» имеет свои корни в глаголах «гонять», «выгнать» (по-якутски «кыйдаа»), в словосочетании «кый ыраах» (очень далеко). Означает далекий, разбросанный… Получается «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». Конечно, такие племена, люди должны быть «удальцами», чтобы выжить.
Если обратиться к генетикам, есть мнение, что народ саха является носителем генов одного человека. Кандидат биологических наук Сардана Федорова утверждает, что низкий уровень разнообразия линий Y хромосомы, передающаяся от отца к сыну, доказывает, что популяция перешла через некое «узкое горлышко». Иными словами, представителей этого рода (мужчин) было сравнительно мало, возможно, из-за войн или эпидемий. Предположительно «прародителем мог быть человек, относящийся к верхушке социальной иерархии, у которого было много сыновей».
Таким образом, считаю, что слово «кайсаки» означает раздробленные, разгромленные племена саков. Возможно в одной из кровопролитных войн верхушка саков избежала полного истребления, двинувшись на восток, а затем на север. При этом они сохранили свое настоящее самоназвание – саха.
Массагеты – Мас сахата?
Теперь рассмотрим другую интересную этимологию «массагет». Тоже интересная версия. Массагеты – это племена, жившие на территории Скифии, те же саки. Ученые Томашек и Маркварт считали, что этноним массагеты обозначает тех, кто питается рыбой. От авестийского Masyo. Типа «едоки рыбы». Другие полагают, что этноним составной, образованный из частиц мас-, -сака- и -та,объясняют его как «большая сакская (скифская) орда». «Мас сахата» по-якутски означает “саха дерева”, “деревянный саха”, возможно в переводе “настоящий древний саха”. Вот эти «едоки рыбы» разгромили армию персидского царя Кира. Во главе массагетского войска стояла женщина по имени Томирис. Tahmirih — «Храбрая»; приблизительно 570—520 годы до н. э.
Все-таки не представляю иранскую женщину во главе войска. Скорее массагеты были пратюрками.
Из Википедии:
«Об обычаях массагетов известно в основном из сообщений Геродота, который писал, что образом жизни и одеждой массагеты сходны со скифами. В качестве жилищ массагетов им упоминаются кибитки. С его слов у массагетов имелись и пешие воины, и лучники, и копейщики, а так же, что массагеты имели обыкновение носить секиры. Геродотом упоминаются и всадники, которые надевали на грудь своим лошадям медные панцири».
«Со слов Геродота, массагеты ничего не сеяли, а занимались скотоводством и рыболовством, пили молоко. Солнце массагеты почитали за единственного Бога, которому приносили в жертву лошадей». (У саха тоже праздник Ысыах, поклоняемся солнцу, пьем кумыс, занимаемся скотоводством и рыболовством. – авт.).
«Так же Геродот сообщал, что у массагетов «находятся другие деревья, которые приносят плоды такого рода», которые бросая в разведённый огонь, и вдыхая запах сожжённых плодов, массагеты пьянеют как греки от вина, а от сильного опьянения, собравшись группой, начинают петь и плясать». (Может наши дымокуры, сжигаемые травы берут оттуда корни? Осуохай?- авт.).
«Растерев и смешав их с водой, местные жители рисуют этой смесью изображения животных на своих одеждах. Эти изображения животных не смываются, а изнашиваются вместе с шерстью, как если бы они с самого начала были на ней вытканы».
Еще нашел вот что:
«Сакские воины носили одежду красного и желтого-красного цветов, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. В древних письменных источниках говорится высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источника мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой. На народном собрании, где рассматривали важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать наряду с мужчинами». (прим. В якутском эпосе Олонхо Нюргун Боотур победил свою жену Кыыс Нюргун в борьбе и женился на ней).
Кстати, мы удивлялись, когда изображение нашего всадника с герба Республики Саха (Якутия), видели на казахской купюре 1000 тенге. Надо признать, что и в Казахстане есть похожие рисунки – свои всадники со стягами. Есть также с таким же стягом в Республике Алтай.
Флаг — это символ государственности. Значит, кто-то донес этот флаг с Казахстана до истоков реки Лена?
Сравните петроглифы: Казахстанский всадник из Тамгалы
«Урочище Тамгалы находится в 170 км к северо-западу от Алматы и располагается в юго-восточной части Чу-Илийских гор, простирающихся с юга на север от Заилийского Алатау до оз.Балхаш и пустыни Бетпак-Дала. Петроглифы эпохи раннего железа многочисленны и были созданы разными народами, сменявшими друг друга на пути массовых передвижений и походов воинственных кочевников – саков, усуней, юэчжей, хуннов…».
Всадник из Шишкинских писаниц. Комплекс расположен вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг Иркутской области.
Алтайский всадник Петроглифы долины Елангаш – гигантский комплекс наскальных рисунков в Кош – Агачском районе Республики Алтай.
Кангалассы и канглы
Есть также интересная параллель между канглами казаков, башкиров, каракалпаков, узбеков, ногайцев и якутов. Канглы участвовали в походе хуннов на Запад. Во времена Чингисхана часть канглов подняло восстание и воевала на стороне правителя Хорезма. Около 30 тысяч воинов канглы, взятых в плен монголами, были затем перебиты. Часть канглов была подчинена Чингисханом и в дальнейшем участвовала в его войнах.
Среди саха есть свой хангаласский род. Доктор исторических наук А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает с кангалассами. Отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы также сделал Г.В. Ксенофонтов. Считается, что канглы и есть потомки древних кангюйцев. Кангюй – могущественное государственное образование на территории Приаралья и Сырдарьи, со II в. до н.э. до V в. н.э. Б.А.Литвинский предками кангюйцев считает «саков, которые за Согдом».
«Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюй¬цы были потомками ираноязычных саков»
Получается: сначала были саки и массагеты– затем кангюйцы – канглы – кайсахи (казахи) и саха. До нашей эры саки жили на территории современной Средней Азии (Скифии), затем предки современных саха уходят в Забайкалье, где возможно вклинился элемент хоро. При этом тюркский элемент ассимилировал монгольский (бурятский), что доказывает наличие большого количества монголизмов в якутском. Есть даже выражение: «Хоролуу саҥарбаппын, сахалыы саҥарабын» («Говорю на языке саха, не на хоринском»). Кстати, по легенде Омогой бай был бурятом (монголом), а его зять Эллэй (прародитель народа саха) татарином (тюрком). Исследователи считают, что курыкане (предки саха) были племенным союзом, состоящим из трёх родов — тюрков, тунгусов и протобурят. Кстати, есть интересные версии про корни туматов среди саха и связь с тувинцами, про Улуу Хоро (другой прародитель саха) с маньчжурскими или монгольскими корнями, даже с корейскими, про урянхайцев и этимологию слова «ураанхай саха». Ясно одно, народ саха как нация образовалась здесь, вобрав мощь всех народов, сохраняя древние корни саков, хунну, тюрков и моголов, коренных народов Сибири.
Фото Марии Васильевой и Андрея Сорокина, ЯСИА.
Еще нет аккаунта?