Многие как и я, наверное, не знают, что на острове Ольхон (на Байкале) есть мыс Хоргой, на котором есть развалины курыканской стены. Недавно мой друг съездил туда и лично посмотрел стену. Я в просторах Интернета поискал про эти стены. Считаю, что саха должны посетить Байкал («Байҕал» по-якутски море), набраться сил у священного озера и побывать на месте силы, где жили наши предки – курыкане.
В современной бурятской топонимике относительно этимологии названия Ольхон принята версия доктора геогр. наук, М. Н. Мельхеева, которая считает, что Ольхон образовано от бурятского слову ойхон ‘лесок’, в котором выделяется основа ой ‘лес’ и уменьшительно-ласкательный суффикс -хон. Доктор фил. наук Е.В. Сундуева считает, что название острова относится к древней лексеме олхон/улхан, которая в древнемонгольском языке обладала ныне утраченным значением «холм». Думаю, что все-таки этимология Ольхон вышло от якутского «улахан» — большой. А сам мыс называется Хоргой – по-якутски Хорҕой – «прячься” по-якутски. Видимо, курыкане тут прятались от недругов и построили стену, о назначение которой спорят до сих пор. Это или оборонительная стена, это или культовое сооружение. На юге Байкала есть также горный хребет Хамар Дабан. По бурятски переводится хамар — «нос» или һамар — «орех», дабаан — «перевал, хребет». По-якутски «хаамар дабаан» — «ходячий перевал», или по-другому «хребет, который можно перейти», «пеший хребет». «О географических названиях Иркутской области» писал в журнале «Илин» Борис Чапрыков.
По версии академика Окладникова курыкане являются предками двух народов: бурят (возможно западных) и саха. Само название курыкане также трактуется по-разному. В знаменитом памятнике Кюль-Тегину про них написано, как уч-курыкане. Есть мнение, что это были три рода: тунгусы, тюрки и монголы, объединенные системой родства. Г.В.Ксенофонтов считал, что куракан, курэкэн, означает «зять». Есть также мнение, что возможным переводом термина уч курыкан является «три военных лагеря. Есть также мнение про хоро, которые также являются предками якутов.
Кстати, курыкан связывают с культурой полуоседлых курумчинских кузнецов. Окладников считал, что именно курыканы плавили железо, строили «городища» и оставили замечательные наскальные изображения-писаницы по берегам Ангары, Лены, Байкала. Находят специальные сооружения и жилье той кульуры, которая также исчезла.
На самом деле народы не исчезают, а формируют новые народы. В историческом музее Бурятии, воссоздали образ хунна, череп которого был найден в Иволгинском городище в 2 км к юго-западу от города Улан-Удэ. Тоже рядом с Байкалом. Думаю, хуннские корни есть у курыканов, а те в свою очередь являются предками саха. Поэтому наш язык древнее чем современный тюркский.
Освоение Севера шло несколько веков, а саха как народ, как считают ученые, образовался здесь в Якутии. Доктор исторических наук А.Н.Алексеев пишет: «Миграция была длительным по времени процессом,в подходящих для скотоводства степных и луговых местах переселенцы капитально обустраивались и жили продолжительное время, иногда десятилетиями. В ходе постепенного движения с юга на север происходила успешная адаптация скота и хозяйства переселенцев к суровым условиям Севера”.
Таким образом, часть наших предков курыкане, которые были потомками хунну, постепенно осваивали северные просторы по долинам рек Якутии. Смешавшись с местными племенами, три единые курыкане (тюрки, монголы и тунгусы) с основным хуннским компонентом жили тут с времен хунну. В местности Улахан Сегеленнях реки Олекма в раскопках найдены монеты у-шу, которые имели обращение в Китае с 118 г. до н. э. по 621 г. н. э. Считается, что «хунно-сяньбийский пласт в этногенезе якутов проявлялся более отчетливо, чем древнетюркский». Получается саха скорее не тюрки, а остатки хунну, из которых затем возможно вышли более молодые племена монголов и тюрков.
Фото https://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=63882
Еще нет аккаунта?