В центральной России, когда говорят про Якутию, сразу думают об оленях и оленеводах. Мало кто знает, что саха (якуты) – древние коневоды.
Лошадь — Алаша+Ат
Вы знали, что слово «лошадь» на русском языке возникло от тюркских слов «алаша» и «ат»? Значение «лошадь» на чувашском, оказывается, «алаша». «Оно сопоставимо с примерами из других тюркских языков: алаша в башкирском, татарском, кумыкском языках, аласа в ногайском и т.д. со значением «мерин, лошадь», алаша «кляча» в азербайжанском языке, алаша «жеребец» в туркменском языке, алашан «кляча» в маньчжурском языке», — пишет Бекмуратова А.К. Почти во всех тюркских языках значение «лошадь» передается словом «ат». На-якутском языке «ат» («аттаабыт», «аттакы») подразумевает также «холощенный, кастрированный». Есть выражение «ат оҕус» — «холощеный бык».
Интересно, есть род у казахов по названием Алаша — один из двенадцати подразделений племени Байулы в составе Младшего жуза. Википедия гласит, что племя Алаша присутствует также у туркменов и крымских татар. Кроме того, есть предания, что легендарного прародителя казахов звали Алаша-хан, который объединил тюркские и монгольские народы. В журнале https://iqap.kz написано, что термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово, означающее – «родичи, братья, единомышленники».
Похоже на якутское «алаһа». В большом толковом словаре значение слова «алаһа» переводится как родной дом, родная обитель, родной очаг, место возникновения, развития, расцвета чего-либо. С.А.Иванов пишет, «слово дьиэ (дом) постоянно выступает синонимом устаревающей лексемы алаһа, которая обычно встречается в устном народном творчестве и употребляется в атрибутивном словосочетании алаһа дьиэ «родной дом, родной очаг»… Хотя в тюркологии утверждают, что тюрк. alaču «заимствование из какого-то, пока не определенного источника». Так вот алаһа – это определенно якутское, то есть «дом», «домашний». Звук «һ» на якутском превратился в «ш» на тюркском. Аналогия: «киһи» — «киши» (человек).
Алаһа ат
Вернемся к нашей лошади. Если считать, что Алаша это Алаһа («дом») на якутском, «алаша» и «ат», все становится на свои места. Алаша ат — “одомашненная лошадь”. Я веду к тому, что первыми одомашнили дикую лошадь как раз пратюрки, может предки саков. На сайте https://naked-science.ru нашел статью, что одомашнивание лошадей началось относительно недавно, в конце II тысячелетия до нашей эры. “Доместикация лошади открыла совершенно новую страницу в жизни древнего человека — оседлав ее, он вознесся над себе подобными и почувствовал силу и мощь, превратившие его в воина и позволившие преодолевать тысячи километров за сравнительно короткое время, осваивать новые неизведанные территории, вступать в контакт с местными культурами и цивилизациями». Википедия приводит хронологию начала IV тысячелетия до н. э. Предположительные районы доместикации лошадей, которые стали предками современных лошадей — степи между Чёрным и Каспийским морями, Анатолия, особенно Восточная Анатолия, Иберия, Западный Иран, Левант или современная территория Венгрии.
В 2021 г. научном журнале Nature опубликована статья, где были представлены результаты ДНК-анализа геномов 273 домашних и диких лошадей Евразии, проведенного большим международным коллективом. Этим исследованием было установлено, что все современные домашние лошади произошли от диких, обитавших в степях между Днепром и Уралом. Дикая лошадь была приручена около 4200 лет назад.
На сегодняшний день самой древней культурой, приручившей лошадь, может считаться ботайская культура, существовавшая между 3700 и 3000 гг. до н. э. на севере современного Казахстана. Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Считается, что саки – это потомки андроновской культуры. Для сведения, судя по археологическим и историческим свидетельствам, племена саков сформировались в VIII веке до нашей эры. Про параллели саков и саха писал вот тут.
Якутская лошадь – автохтонная или привезенная?
А теперь другой вопрос: когда возникла якутская порода лошадей, которая сама кормится тебеневкой в суровые морозы Якутии? Может, вообще, с мамонтовых времен? Ранее даже считалось, что якутская лошадь происходит от плейстоценовой ленской лошади.
Вместе с тем генетики установили, позднеплейстоценовая ленская лошадь, обитавшая на территории Якутии, не имеет родства с домашними лошадьми, в том числе и с современной якутской. «Ни лошади плейстоцена, ни более поздние лошади среднего голоцена (около 5 тыс. лет назад), обитавшие в Якутии, не оставили следа в геноме современных якутских лошадей». В статье «О происхождении якутской лошади» Н.Д.Алексеев делает вывод, что лошадь якутской породы является прямым потомком лошади, привезенной предками якутов из Прибайкалья, и сохранилась до наших дней, благодаря разработанной технологии ее содержания (подкормки) в суровых природных условиях Севера. Адаптацию к экстремальным морозам якутские лошади (прибывшие в середине прошлого тысячелетия) приобрели за довольно короткий по эволюционным меркам срок.
Но, с ними не соглашаются другие ученые, предлагая усовершенствовать методику генетических исследований. По их мнению, генетические пробы надо было брать как минимум у 30 голов и в нескольких северных улусов.
Вернемся еще раз к якутской мифологии. У саха есть божество Джёсёгей тойон (другие названия — Дьёсёгёй Тойон, Кюрюё Дьёсёгёй Тойон, Дёсёгёй Айыы или Уордаах Дёсёгёй) — божество, покровитель лошадей и рогатого скота, способствующий их размножению. Он живёт на третьем небе, посылает людям конный скот. Его представляли человеком или громогласно ржущим жеребцом. Одно из его имен Күрүө Дьөһөгөй (Кюрюё Дьёсёгёй) — Изгородь Джёсёгей. Может Джёсёгейем звали одного из реальных прапредков, который первым одомашнил дикую лошадь?
Фото Марии Васильевой, ЯСИА
Еще нет аккаунта?