Оказывается, наш якутский чорон с тремя ножками, возможно, начинает свою истории с позднего неолита (с 7-го тысячелетия до н. э. до 8 века до н.э.). Именно тогда появился первый трехножный сосуд в Китае — Треножник Ли. Первоначально изготовляли его из глины и использовали для варки пищи. Возможно сосуд использовали для жертвоприношения. Позднее в бронзовом веке начали такие сосуды делать из бронзы. Есть треножник Дин, который, как и другие сосуды, использовался для жертвоприношения духам предков. Пишут, что треножник являлся символом власти и девять таких сосудов было отлиты для девяти областей древнего Китая. Иными словами, якутские чороны с тремя ножками, как пишет ученый А.Н.Алексеев имеют семантическое сходство, наряду с физическим.
А другой якутский чорон (на одной ноге) имеет сходство с скифскими и хунскими бронзовыми котлами. А.Н.Алексеев склоняется к версии о сходстве с хунскими котлами, «не только по приведённым выше основаниям схожести двух сосудов по пластике или орнаментации, но и с учётом мнения исследователей, отмечающих воздействие хуннской культуры на палеоэтнографию якутов”.
Один из таких чоронов изображен на древнетюркском изваянии Алтая. В.А.Кисель, писал «чороны, имеющие высокие поддоны, скорее всего, возникли как деревянная имитация драгоценных кубков на ножках, распространенных у кочевников тюркской и ордынской эпохи».
Каменные изваяния с похожими на якутский чорон сосудами относят к VII-VIII вв. Классификацию сосудов сделал Кубарев В.Д. в книге «Древнетюрские изваяния Алтая» (1984). Примерно в VII-VIII веках и жили курыканы, по мнению ученых, участвовавшие в этногенезе саха. Интересно, что воин похожий на якутский чорон сосуд держит и смотрит на Восток. Ученые предполагают, что таким образом, умерший воин “участвует” на поминальном пиру. Возможно, он так встречает солнце с “чороном”.
Интересно также сходство саха со степными уйгурами. Пишут, что тувинцы и саха являются потомками древних уйгуров. А уйгуры в свою очередь, согласно китайским летописцам, произошли от хуннов. Первый Уйгурский каганат просуществовал с 647 по 689 годы, а Второй Уйгурский каганат с 744 по 840 годы.
Уйгуры, которые были в тесной связи с китайским государством, могли использовать трехножник (сосуд) и использовать их в своих ритуалах. За неимением бронзы позднее такие сосуды чороны высекались из дерева.
Как пишет в своей статье Р.И.Бравина, «степные уйгуры почитали 13 высших небесных божеств. Кроме того, существовали еще божества–покровители, называемые ынe’л’так. Они были одеты в белые одежды и восседали на белых конях. Обряд жертвоприношения божествам–покровителям у степных уйгуров имел в своей основе ряд общих элементов с обрядовой стороной ысыахов у кангаласцев. У степных уйгуров моление божествам–покровителям называлось «jaxka»: «совершать моление» – по-уйгурски; ‘ахkа mе. При молении у уйгурского шамана, так же как и у якутского белого шамана на Ысыахе, не было ни специального костюма, ни бубна, ни колотушки, обязательной принадлежностью была только деревянная ложка «с надрезами в виде орнамента» на черенке. Во время моления уйгурский шаман проводил крапление божествам–покровителям и произносил заклинание божествам (алкиш). Уйгуры посвящали божествам лошадей определенной масти. Обряд проводил шаман в сопровождении двух молодых людей, которые «почтительно держали перед ним небольшую мисочку с молоком», которым шаман кропил и угощал лошадь». Кто был на церемонии открытия Ысыаха Туймаады, наверное, вспомнит алгысчыта и обряд с лошадью.
Получается интересная линия: саки (сибирские скифы, массагеты), хунны (сюнну), древние уйгуры, курыкане, саха…
При этом, как народ саха, все же думаю, образовался здесь в Якутии. Три компонента: тюрский, монгольский, коренных народов Сибири – сформировали сплав, который благодаря вхождению в состав Российской империи в 1632 году, далее приобретению автономии в составе РСФСР в 1922, стал единым народом саха с единым языком, сохранив богатую и древнюю культуру.
Ведь ранее мы прежде всего делились по родам: туматы, югюлят, одугейцы, батулинцы, мегинцы, борогонцы, хоринцы… Посмотрите карту.
Как пишет А.Борисов, «деление на улусы — результат сложного этногенетического процесса. Они маркируют собой те этнические компоненты, из которых сложился якутский этнос». «Раннеякутских улусов было шесть — Батурусский, Бетунский, Борогонский, Мегинский, Намский и Хангаласский. Возможно, в древности существовали Хоринский и Батулинский улусы. Якутские кланы и семьи, относившие себя к тому или иному улусу, чётко осознавали своё особое происхождение, отразившееся в легендах в форме разделения на потомков Эллэя, Омогоя и Улуу Хоро”.
P.S.: Интересно, что похожий чорон-трехножник обнаружен в Мексике среди керамических сосудов индейцев микстеков. Согласно Википедии, генетический анализ показал, что все американские индейцы происходят из одной и той же популяции палеолитического населения Южной Сибири. Расселение Америки прошло через Северную Америку приблизительно 14—12 тыс. лет назад. Всё коренное население Америки произошло всего лишь от 70 человек, пишут ученые.
Использованная литература:
Кисель, В. А. Якутские чороны и их происхождение / В. А. Кисель // Этнографическое обозрение. – 2003. – № 6. – С. 70–77.
Алексеев А.Н. ЯКУТСКИЙ ЧОРОН // Наука и техника в Якутии. 2020. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yakutskiy-choron (дата обращения: 04.07.2024).
Бравина Р.И., Древние уйгуры и этнокультурогенез якутов.
В.Д. Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: 1984.В.Д. Кубарев.
Андриан БОРИСОВ Две исторические альтернативы в развитии русско-якутских взаимоотношений в XVII веке. Журнал Илин. №2, 2002 год.
Рисунок: Резчики чорона. Серия «Старые якутские мастера». Художник Васильев В.Р. 1967 г
Еще нет аккаунта?