Я давно не писал рецензий на якутские фильмы, но давайте тряхну стариной.
— Название фильма «Айта»
— Год выпуска 2023
— Режиссер Степан Бурнашев
— Жанр детектив
Наверное впервые саха сняли фильм, который не стыдно показать широкому мировому зрителю, а не только фестивальным жюри. Фильм, который держит в напряжении, на котором ты точно не уснешь, у меня даже пульс местами поднимался во время просмотра.
Много ли в современном мировом кино снимают таких фильмов? Единицы! Даже крупнейшие мировые кинокомпании часто не могут решить эту простую казалось бы задачу — сделать нескучный фильм! А вот якуты смогли.
Помню я однажды зло пошутил у себя в Фейсбуке, что в Голливуде огромный конкурс и отбор из сценаристов, актеров, режиссеров есть конкуренция и рынок, индустрия. А в Якутии или даже в Норвегии или в Финляндии любого, кто самопровозгласит себя режиссером или сценаристом, народ будет считать таковым. Потому что население у нас маленькое, режиссеров мало.
На эту реплику отозвался только Степан Бурнашев, который написал мне, что я мол хочу обидеть всех якутских киношников.
С тех пор прошло лет семь наверное, и вот Степан снимает фильм, вместе с известным российским оператором Данилой Горюнковым, одну из главных ролей играет именитый московский актер Андрей Фомин, композиторы не якутские. Прокатом фильма занимается крупная питерская компания «Про:взгляд».
И смотрите какой это дало результат, но при этом наверное «Айта» самый якутский фильм из всех, потому что максимально реалистично отражает истинную жизнь якутского народа, его менталитет и дух.
Сюжет
В якутской деревне повесилась девочка, все подозрения на местного русского приезжего полицейского (Андрей Фомин), которого отец девочки с друзьями хочет линчевать. Как на зло идет проливной дождь, дороги размыло, деревня отрезана от внешнего мира. Стрельба, оружие, насилие… Максимально динамичный сценарий, весь фильм держит тебя в напряжении до самого конца. Кто виноват в смерти девочки? Линчуют «чужака» или нет? Выдержат ли нервы у главного полицейского?
Еще есть атмосфера какой-то древней родовой мести, когда один якутский род мог полностью вырезать другой, что это вот-вот может произойти. Кажется что отец мстит за дочь, но у тех кому он мстит тоже есть родственники которые могут мстить и что вся Якутия может вспыхнуть и впасть в всеобщий хаос и наша судьба висит на волоске, зависит от одного человека, супергероя, полицейского в исполнении Иннокентия Луковцева.
Сценарий
Схема сценария простая — есть герой который должен решить свою проблему, в которую зритель втягивается с самого начала, и дальше ты за этим следишь не можешь оторваться. Все кассовые фильмы имеют такую схему. Обычно когда начинаются эксперименты с сценарием, то фильм становится несмотрибельным. Но в то же время сюжет совершенно уникальный и плюс замешан на якутском этническом быте.
В общем сценарист Светлана Таайко превзошла все мои ожидания в этой великолепной работе!
Хотя в эпоху постмодерна без цитат и отсылок не обойтись уже, я бы вспомнил фильмы «12 разгневанных мужчин» (1956) и сериал «Настощий детектив» с Мэтью МакКонахи (HBO 2014) и «Непрощенный» с Клинтом Иствудом (1992)
Актерский состав
Безусловно, это бенефис мэтра якутского театра Иннокентия Луковцева, который этим фильмом окончательно утвердил себя как одного из выдающихся мастеров современной якутской, больше того, российской культуры.
Как минимум 30% фильма он тащит на своих могучих плечах.
Отдельный респект за максимально достоверную сцену нокаута в печень. Это отсылка к якутской сельской молодежи 90-х которая этот удар специально тренировала. Бэкграунд героя одной этой сценой раскрывается, а сейчас у него дочь, он должен блюсти закон и этот внутренний конфликт сыгран просто гениально! Ну и в целом, по брутальности и харизме Луковцев выглядел не хуже Клинта Иствуда и Мэтью МакКонахи.
Звезда российского кино — Андрей Фомин прекрасен! Он ведь и в реальной жизни совершенно инородное тело в этой якутской реальности и мы всю историю видим как бы его глазами и поэтому я думаю что фильм зайдет российскому зрителю.
Ильяна Павлова и Айталина Цыпандина дали классический якутский драмтеатр на максималках в лучшем смысле этого слова. И это здесь смотрелось совершенно реалистично и естественно, вот в чем еще одно чудо этой картины!
Георгий Бессонов в этой картине раскрылся как никогда. Отдельного уважения заслуживает то, что он снимается у Бурнашева начиная с самых первых его фильмов, а это уже 13я картина! Они со Степаном растут вместе, поддерживая друг друга долгие годы, и это просто вызывает огромное восхищение и уважение!
Операторская работа
На премьере я забыл лично выразить восхищение оператором картины, Данилой Горюнковым, который тоже приехал из Москвы и снимает уже второй фильм Бурнашева. До этого фильм «Наша зима» это выдающаяся операторская работа. Там я увидел зимний Якутск совсем другими глазами. Советую посмотреть кстати, потому что оба фильма как бы в одной Вселенной Бурнашева существуют.
Я не знаю, совпадение ли это, но на некоторых кадрах где крупные планы лиц героев, я увидел якутскую графику 70-х 80-х если оператор вдохновлялся ею то респект ему, а если не вдохновлялся, то тем более респект, значит он уловил какую-то ту самую суть якутов.
Техническая часть
Бюджет картины всего 4 млн, но за счет качественной картинки, качественного монтажа и главное прекрасного музыкального оформления, ощущения низкобюджетности нет совершенно. Для сравнения тот же «Непрощенный» с Клинтом Иствудом имел бюджет более миллиарда рублей! Поэтому хочу передать привет ребятам которые делали дождь и сказать им что их дождь выглядел не хуже!
И конечно надо выразить огромную благодарность не только творческой команде, но и всему Амгинскому улусу и отдельно жителям родной деревни режиссера где снимался фильм.
По себе знаю, что значительная доля работы в кино — это бесконечная погрузка/разгрузка оборудования, перевозка актеров и костюмов и кормежка всей этой массы уставших людей. Поэтому без чистосердечной помощи простых сельских жителей ничего бы не получилось наверное. Поэтому землякам и родственникам Степана Бурнашева еще раз отдельный поклон за то что они понимают важность развития якутской национальной культуры важнейшей частью которой сегодня является кино.
Резюмируя
Это чудо — поднять массу острейших социальных проблем, но в то же время сделать фильм зрелищным и увлекательным! Обычно одно из двух — либо скучная назидательность, либо тупой боевик который ничему хорошему не учит.
Здесь авторы прошлись по множеству болей современного общества.
Во-первых проблема шовинизма, ксенофобии и расизма которая подана совершенно элегантно. Обычно жертвами ксенофобии всегда считались малые народы, а тут их поменяли местами, но при этом дали представителям больших народов почувствовать каково это когда ты один живешь в чужой среде? Вообще это небольшое село можно рассматривать не только как модель российского общества в миниатюре, но и как модель мира в целом.
Фильм несет огромную воспитательную функцию, наглядно показывая к чему может привести безобидный на первый взгляд бытовой шовинизм, который так распространен во всем мире. Это глупость, которая может стоить слишком дорого.
Второе, в Якутии очень высокий процент детских самоубийств. И сейчас и до появления интернета так было. Это глубокая социальная проблема на которую влияет множество факторов и об этом надо говорить!
Вот еще ряд острейших вопросов затронутых в картине:
Отдельно хочется сказать о роли российских чиновников, которых принято считать виновными во всех бедах, но в фильме образ главы поселка и пары его подчиненных женщин плюс водитель на стареньком уазике очень хорошо показан. Что он один может сделать против разъяренной толпы?
Я не только рекомендую смотреть обязательно этот фильм, я настаиваю чтобы вы рассказали об этом фильме максимальному числу людей, чтобы хоть немного снизить всю ту жестокость и ксенофобию на нашей планете.
Еще нет аккаунта?
Стереотипы мышления.
Это как если выйдет новость. Столкнулись лексус и жигули. Какие могли бы быть комментарии ?)