Всем привет! Буду постить свои редкие, а может и не редкие, заметки, думы, размышления. В общем, как пойдет)
И первая моя публикация посвящена якутскому кино. Немного запоздало, но так уж получилось.
14 ноября в к/т «Синема» прошел предпоказ нового фильма «Биhиги кыhыммыт»/«Наша зима». О нем и поговорим. Поехали!
Как было заявлено, это двенадцатый фильм одного из, не побоюсь сказать, самых признанных якутских режиссеров Степана Степановича Бурнашева. Да, да, его отца тоже зовут Степан Бурнашев)) и лицезреть вы его могли в фильмах «Ыт», где он играет одного из пассажиров в зарисовке про коррумпированного дьокутаата, и в фильме «Нелегал» — в главной роли старика. Вернемся, однако, к нашему фильму.
Двенадцатый фильм. Знаете, на что меня натолкнула эта информация? Число «12» издревле считается сакральным. Двенадцатеричная система была образована одной из первых древних цивилизаций – шумерами. В древнем Шумере число «12» еще называлось небесным и оставило следы по всему миру. Так, к примеру, в европейской системе мер до сих пор присутствует унция — 1/12. 1 дюйм равен 1/12 фута, 1 пенни равен 1/12 шиллинга. Более того, двенадцатеричная система подсчетов существует и по сей день — она используется некоторыми государствами Тибета и Нигерии. А если брать глобально, по всему земному шарику — у нас у всех 12 месяцев в году, 12 часов дня и ночи, 12 знаков зодиака. А сколько апостолов было у Христа? И так далее, и тому подобное.
Вспомнился мне еще Александр Блок с его поэмой «Двенадцать». Говорят, что когда он закончил эту поэму, он записал в своей записной книжке: «Сегодня я – гений». Но, Боже упаси, сравнивать гениального поэта с Бурнашевым! Отнюдь! Упоминание поэмы здесь, скорее, лишь в контексте сакральности самого числа «12», понимаете? Ведь, чтобы дойти до 12-го своего фильма, более чем уверена, Бурнашев прошел свой до-оолгий путь – становления и развития. Не только как творческий человек, режиссер, но, прежде всего, как личность. Я просто уверена в этом. С каждым новым своим фильмом режиссер обрастает опытом – победами или поражениями, открытиями или разочарованиями. Это как с кораблями, которые с годами обрастают ракушками. Почитатели творчества Бурнашева, уверена, узнаЮт его работы по его почерку.
Однако в фильме «Биhиги кыhыммыт»/«Наша зима», который, хочу заметить, не похож ни на один из его предыдущих, появилась какая-то другая атмосфера. Проклёвывается какой-то флёр чувственности что-ли, не могу объяснить… Может, это из-за того, что главную роль в фильме сыграла его супруга – артистка Сахатеатра и театра Олонхо — Ирина Михайлова? Мне кажется, Бурнашев с большой щепетильностью подошел к созданию этого фильма. Именно как уже опытный режиссер. Поэтому, конечно, заметен некий «лоск», выверенность, что-ли, в построении кадров, например. Но это даже на руку нам, зрителям, которые, надеюсь, смогут получить эстетическое наслаждение от просмотра.
Возвращаясь к цифре «12», не могу не отметить, что на Руси 12 штук это дюжина. И хочется лишь сказать: «Выдюжил Степан, выдюжил». Да.
Перейдем теперь к самому фильму. Ну, а так как краткость не мой талант)) сядьте поудобнее, налейте себе чай и приготовьтесь к долгому и, я б даже сказала, немного философскому моему повестованию)) кэпсээн баран кэлээр диэбиттэрэ, сөп диэ (непереводимый якутский юмор).
Когда я в первый раз просмотрела трейлер фильма, я долго думала:
— А почему фильм назвали именно так: «Биhиги кыhыммыт»/«Наша зима»? Что авторы — Светланна Таайко и Степан Бурнашев — хотели сказать?
Не секрет, что для нас, народа саха, зима буквально вшита в генную память. Вся наша жизнь крутится вокруг времен года и «кыстыкка киирии» (дословный перевод с якутского «вход в зимовье») это чуть ли не одна из самых главных вех (наряду с Ысыахом) в круговерти жизни каждого северянина. К зиме он готовится особенно тщательно, ведь природа ошибок не прощает. Это некая ответственность – перед собой, перед своим родом, ответственность в продолжении жизни. Халтай олорбот буоллаҕын дии. И если ты не заготовишь еды, воды, дров или одежды, то можно лишиться шансов дожить до весны. Хаары туораабаккын, сааhы көрсүбэккин, күөх окко үктэммэккин.
Поэтому, я думаю, зима в этом фильме это не только время действия, но и, своего рода, метафора. И поскольку фильм об отношениях, то холод здесь выступает неким символом определенного этапа отношений. Так что фильм после трейлера в этом плане не разочаровал. Лишь еще больше укрепил веру в собственную интуитивность #ииндиигинда. Себя не похвалишь – никто не похвалит))
А вообще, надо отметить, в фильме очень много символизма. Не знаю, было ли это задумкой режиссера или так сложилось само собой, но, думаю, все же первый вариант ближе к истине. Я бы не хотела пересказывать фильм, так как боюсь заспойлерить, но мне, наверное, все же придется немного приоткрыть некую завесу и поэтому я постараюсь сделать это максимально корректно, как будет возможно с моей болтливостью))
Так вот, символы в фильме буквально повсюду.
Это и зимний туман на первых кадрах, тривиальная, в общем-то, картина для Якутска. Когда ничего не видно, ничего не понятно и можно легко заблудиться. Но тем и страшнее, что цивилизация довольно сильно заглушила наши инстинкты. Ведь полная неизвестность, заложенная в этом природном явлении, пугала человека с древних времен. В фильме же, по-моему, туман символ неизвестности будущего. Мы не можем видеть наперед, что нас ждет впереди — в тумане.
Очень символична цветовая и световая палитра фильма (хотя не знаю можно ли так говорить?). Но все эти холодные и неуютные неоновые огни города, на фоне которых ведутся разговоры, как бы лишний раз подчеркивают искусственность бытия, отношений. А теплые огоньки деревенских домов, теплая палитра кадров деревенской жизни напоминают о том, как важно не забывать свои истоки, не отдаляться от природы, откуда, собственно, и начинается сама жизнь.
А путь героев? Он просто выделен «красным маркером» в видеоряде фильма и его просто невозможно не заметить! Когда они вначале идут по дороге единым целым и им приходится буквально «отлепляться» друг от друга, чтобы каждому пойти на свою работу. Но потом, по мере повествования, они все больше отдаляются друг от друга и морально, и физически. И их пути проходят по разным сторонам дороги. Символизм здесь, по-моему, в самой дороге, как жизненного пути. А еще в том, как идут по дороге сами главные герои: вместе, но в разные стороны, по отдельности или, как в конце фильма, вместе в одном направлении.
Еще одним символом отмечу надпись на стене «No time to die» (дословный перевод с англ. «Нет времени умирать». Мы же тоже в разговоре часто употребляем: «Өлөр да бокуойа суох сылдьабын». Вот из этой же серии ;)) Конечно, никто не спорит, что зимой все вокруг застывает, впадает в некую спячку. И кажется, что так будет всегда. Не зря же главная героиня в сердцах кидает пока еще мужу слова о том, что в их жизни ничего не меняется. Ирония в том, что семейная жизнь, на мой взгляд, зиждится на стабильности. Но ее часто путают с охлаждением отношений. Да, «зима» в отношениях может наступить в любое время. Но бояться этого все же не стоит, думаю. Это не время стенать, плакать и тихо умирать, если быть готовым к трудностям «зимы»: открывать что-то новое, заняться чем-то полезным. Но самое главное – «запастись»: теплыми воспоминаниями, добрыми словами, искренними отношениями, поцелуями или объятиями. И тогда обязательно последует новый всплеск чувств.
Что еще? Ах да! Показанные в фильме КПД-шки всколыхнули опять мои воспоминания. Потому что совсем недавно меня озаботили вопросом недвижимости, заставили задуматься о домах Якутска. И, перебирая разные варианты, я, конечно, думала и про КПД (крупно-панельный дом), коих в Якутске множество. Ведь, подумать только, буквально недавно пределом мечтаний для многих горожан была квартира именно в КПД-шках, а сейчас они сильно сдали свои позиции на рынке недвижимости. Но мне они почему-то нравятся до сих пор. Не знаю почему) Возможно, это просто остаток моих воспоминаний) Помните какими были КПД в вашем детстве или юности? В подъездах спокойно стояли санки, лыжи, коляски. И никто не думал о воровстве. Да что там! В коридорах картошка всю зиму стояла в ящиках! Соседи все друг друга знали, бегали по этажам, просить хлеб-соль, подшить-ушить кому-то, да просто позвонить, если надо. Совсем другая жизнь была. А сейчас что? Все опустело… Исчезло куда-то… И оттого дом героев фильма навеял во мне какую-то ностальгию в душе) Плюс еще он стоит на улице Дзержинского – самой зеленой и красивой, на мой личный взгляд, улице Якутска! Я очень любила гулять именно по этой улице. Ведь в свое время она была спроектирована и отстроена по всем канонам советского градостроения – я любила в ней все: и широту проспекта, и насаждения по всей длине, и скамейки для отдыха в тени. Ну чем не проспект большого города? Конечно, сейчас эта улица совсем не та, по которой я юная шла, бежала, мчалась к своим мечтам)) Многого из перечисленного мной уже нет, да и юность моя давным-давно улетела сизой дымкой в даль)) Но ощущение, что я иду по проспекту какого-то большого города, осталось во мне до сих пор)
И вот на это мое такое лиричное настроение очень гармонично легла музыка фильма. Как будто так и должно быть. Ведь не зря у нас в народе есть поговорка о том, что саха перед печкой – олонхосут, а на коне – певец)) Тяга к музыке у нас в крови. Поэтому для многих, думаю, музыкальное оформление в фильмах, наряду с видеорядом, очень важная составляющая. Ну, по крайней мере, для меня-то уж точно, хотя я не умею ни петь, ни играть на музыкальных инструментах)) Вот такой облом-с) Поэтому хочу выразить свое восхищение работой композитора фильма – Сергея Ярмонова. Браво!
Не могу не отметить работу артиста ТЮЗ Ильи Яковлева, сыгравшего главную роль в фильме. Хотя при просмотре трейлера он немного выбешивал меня – что за непонятный персонаж рядом с такой красавицей-женой? И только потом, при просмотре фильма становится понятна его роль. Простой деревенский парень, крепко стоящий на ногах – таких много и среди ваших знакомых, да что там, в толпе вокруг нас, стоит лишь оглянуться. Он умеет работать, реалист, далекий от мечтаний, тем не менее, сумевший открыть для себя радость творчества. Да, может, он неказист на вид, но ведь главное в нем не его внешность, а душа: чуткая и отзывчивая. Помните, как в песне про Семенчика: «Чэ, чэ этиҥ-этимэҥ, Чэ, чэ күлүҥ-күлүмэҥ, Син биир, син биир Хайгыыбын, Сэмэнчикпин Таптыыбын.» (Петр Тобуруоков).
Очень пронзительным для меня стал кадр с Зоей Петровной Багынановой. Не знаю как объяснить, но постараюсь почему. Человек приходит в жизнь — один и уходит — один. И этот момент был подчеркнут именно в этом кадре. А, может, режиссер попытался показать, что в отношениях важны и нужны двое. И если ты остался один, после развода ли, или после смерти одного из вас в паре, то это можно сравнить с осиротением? В общем, этот кадр на фоне белой стены остро подчеркивает одиночество вдовы.
Вообще, отрадно, что в фильме показаны разные семьи – разных возрастов и живущих в разных местах. Уверена, каждый узнает в героях, если не себя, то своих близких или родных, кого-то из знакомых)
Фильм оставляет очень хорошее послевкусие. Некую надежду, легкую как весенний ветерок) Теплую как солнечный лучик) Как я обычно говорю после показа: услада глаз и нега для ушей)) Поэтому советую обязательно сходить на фильм, чтобы составить свое мнение. Да и поддержать наших ребят не помешает. А приятные эмоции от просмотра на пороге зимы уж точно не помешают. Помните, я говорила про «запасы»? Зиму можно легко пережить, если быть готовым к ней. Достаточно ли у нас запасов пережить зиму? Нашу зиму. У каждого она точно будет своя.
Ps. А знаете чего мне захотелось? Пойду-ка позову мужа, налью нам горячего чая с молоком и мы будем говорить, говорить, говорить…
Друзья, присоединяйтесь ко мне в телеграм.
Еще нет аккаунта?
Шикарные мысли. С почином, Татьяна! 👏👍😀
махтал) начнем тут проказничать, да, Галя))
Посмотрим как пойдет😀😀😀
и по поводу фотографий — у меня нет привычки «тырить» чужие, в своих постах всегда стараюсь использовать свои. но если это чужие, обз вставляю ссылки.
но тут в заметках сам Бог велел «воровать»)) никаких ссылок, вставляй что хочешь) пока рука как бы не идет, но, может, воспользуюсь в дальнейшем)
очень долго мучилась с публикацией) оказалось, что нельзя центрировать текст)) как только убрала центровку — получилось.
вопрос — зачем добавлять функцию, которой невозможно воспользоваться)