212 лет и один день тому назад, 18 ноября 1812
года, в столице Российской империи Санкт-Петербурге в Святейшем Синоде
было рассмотрено предложение Ильи Шадрина о строительстве церкви в урочище Сине
Кангаласского улуса — Синской Воскресенской церкви…
Ладно Святейший Синод, ладно известный всем еще со
школьной скамьи судьбоносный для России 1812 год… А кто такой Илья Шадрин?
Чем он занимался, каковы были его стремления? На эти и другие вопросы
касательно жизни и деятельности этой поистине незаурядной личности, одного из
светлейших умов своей эпохи, думаю, большинство из нас толком ничего не
ответит. Честно, я тоже мало чего (почти ничего) не знал о нем до 2021 года.
Так вот. Илья Максимович Шадрин — сын князца
Мальжагарской волости Кангаласского улуса, представитель, один из ярчайших лидеров
местной аристократии, жизнь и деятельность которого проходила на стыке двух
веков — с 1761 года по 1826 год. Человек пытливого ума, неуемной энергии и
удивительной прозорливости, он был инициатором многих подвижнических идей,
некоторые из которых, к большому сожалению, не были поддержаны и/или не поняты тогдашней администрацией. Он — один из немногих представителей якутского
народа, которые были удостоены аудиенции императора России — 13 октября 1812
года Илья Максимович был на приеме у Александра I.
В Санкт-Петербург он ездил несколько раз. В одной из
них, в итоге многомесячной упорной и кропотливой работы, благодаря своему
умению находить общий язык даже с самыми высокопоставленными чинами
государственного бюрократического аппарата, своим лоббистским возможностям,
Илья Максимович добился открытия при Спасском монастыре города Якутска (на
фотографии вид монастыря в конце XIX – начале XX в.) школы для обучения
якутских детей русской грамоте и христианскому закону. Следует отметить, что и до
И. Шадрина не раз поднимался вопрос об учреждении школы для обучения детей
местного населения грамоте, но те инициативы не были особо активно поддержаны
царской администрацией.
Учителя в новой школе были преимущественно из
духовенства, и сама школа находилась на территории монастыря, но учебная
программа была практически идентична программе двухклассного малого народного училища
того времени. Следовательно, можем смело предположить, что ученик Якутской
монастырской школы, которая проработала не очень-то и долго (с 1801 по 1819
гг.), получал даже более широкий спектр знаний, чем выпускник
среднестатистической светской школы Российской империи.
А что касается Синской Воскресенской церкви, о
строительстве которой ходатайствовал И.М. Шадрин, то опять же, не без толики
удивления констатируем, что он добился таки своего: церковь была построена
(освящена в феврале 1823 года), сам Илья Максимович стал его ктитором, а его
прах, если верить народной молве, захоронен на погосте рядом со церковью.
Имя интереснейшего судьбы человека, одного из
наиболее уважаемых и влиятельных личностей своего времени, деятельность
которого во многом предопределила вектор дальнейших преобразований в
общественно-политической жизни якутской аристократии Ильи Максимовича Шадрина
длительное время была незаслуженно предано забвению. Но благодаря усилиям
небольшой группы настоящих энтузиастов, которым удалось найти в архивах
Санкт-Петербурга и Якутска небольшое количество документов и написать по ним
целую книгу, сегодня мы имеем, думаю, пока не очень полное, но вполне
отчетливое представление об этом поистине легендарном человеке.
Еще нет аккаунта?