Территория Якутска и его ближайшие окрестности являются зоной повышенного воздействия на находящиеся здесь памятники прошлого, которые скрыты под землей. Нарастающие темпы строительства и земляных работ ставят под угрозу разрушения археолого-этнографические памятники, среди которых техногенному воздействию наиболее подвергнуты объекты, занимающие большую по территории площадь, а именно – кладбища и погосты.
В Якутске зафиксировано 8 подобных объектов, которые можно разделить на 2 группы:
1) городские кладбища и погосты;
2) древнерусские захоронения и могильники.
К памятникам первой группы относятся городские кладбища у Никольской и Богородицкой церквей, а также небольшие погосты у Троицкого собора, Спасского монастыря и в местности Мучин-Крест (или Мучен-Крест). Ко второй группе относятся захоронения на Талом озере, у клуба Якутторга и Тыгынов курган.
В Якутске Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 г., считается одной из старейших. Со временем деревянное здание храма пришло в ветхость и сгорело. И тогда в 1791 г. горожане стали возводить двухэтажное каменное здание с четырьмя приделами, но из-за зыбкости грунта стройку решили разобрать. Новая каменная Николаевская трехпрестольная церковь с колокольней была пристроена в 1852 г. на средства якутского купца 2-й гильдии И.Я. Шилова.
В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города. Из преданий известно, что купец Иван Шилов-младший за немеркнущие благодеяния в пользу церкви, был похоронен «у входа в храм по правую руку».
Со временем надгробные памятники кладбища Никольской церкви ветшали, разрушались, могилы сравнивались с землей и над ними появлялись надмогильные сооружения людей последующих поколений. Среди них были ценные в историческом и архитектурном отношении памятники, установленные над могилами местных общественных деятелей, дворян, купцов, мещан, казаков. На некоторых могилах были установлены памятники из чугуна или гранита, изготовленные в центральных городах России и имевшие мемориальные эпитафии1. На кладбище были похоронены также и жертв различных вооруженных выступлений и невольники, несогласные с суровыми условиями содержания политссыльных. К концу 30-х годов стройки города вплотную подошли к ограде кладбища. Для расширения зоны застройки постепенно стали сносить кладбище.2 Во времена советской власти Никольский некрополь был полностью разрушен при строительстве жилого района возле Автовокзала и проектировке асфальтовых дорог (ул. Октябрьская, ул. Лермонтова).
Богородицкий некрополь. На территории сохранившегося до наших дней здания Богородицкой церкви, на пересечении улиц Красноярова и Чернышевского, располагался один из основных городских погостов, датируемый XVIII в. – начало XX в.
Это самое древнее кладбище, в котором хоронили покойников до учреждения Никольского кладбища в середине XIX в. До 1922 г. хоронили, главным образом, умерших жителей заложной части города. На этом кладбище было много надгробных памятников- больших, богато украшенных, с интересными барельефами. Мемориальные тексты некоторых покойников от времени были стёрты и не поддавались чтению. Эти памятники свидетельствовали о том, что здесь были погребены богатые и знатные люди. До сегодняшнего дня известны могилы педагогов Райского и А.И. Петрова, директора якутского уездного училища, а затем классической прогимназии. После революции, перед закрытием кладбища, был похоронен известный общественный деятель Иван Николаевич Эверстов. В настоящее время все надгробные памятники уничтожены, и значительный участок кладбища на стороне озера и огорода застроены общежитием. На всём протяжении кладбища с севера на юг протекало большое озеро, последнее название его -Богородицкое. Между кладбищем и озером проходила дорога на осеннюю пристань. Отсюда раскрывался прекрасный вид на озеро, зелёный луг, реку Лену и заречные горы.4
Некоторое время считали, что возле каменной Богородицкой церкви в отдельной охраняемой избушке жила ссыльная графиня Анна Гавриловна Бестужева-Рюмина. И будто бы похоронена она возле этой церкви. Графиня на самом деле была заточена в Спасском мужском монастыре (где сейчас территория музея имени Ем. Ярославского), в огороженной высоченным забором избе. Там же она и умерла, предположительно в 1761 г. (в некоторых документах 1751 г.). Похоронена ссыльная была на территории все того же монастыря.
Ныне кладбище полностью разрушено, а на его территории расположился жилой квартал.
Якутский Спасский монастырь – это первый мужской монастырь в Якутии. Основан в 1640 г. прибывшим из Вологды игуменом Нафанаилом на пожертвования царя Михаила Федоровича. После опустошительного пожара 1780 г. среди сохранившихся строений монастыря была каменная «палатка». По сведениям историков, она представляла собой надземный каменный склеп, поставленный над могилами знатных людей, получивших пастырское слово за различные благодеяния5. Во дворе Спасского мужского монастыря находился еще один погост, где хоронили в XVIII-XIX вв. духовных лиц и знатных горожан.
14 октября 1896 г. в городе Якутске неожиданно скончался Епископ Иаков, в миру Иероним Петрович Домский (1823 г.). Он был погребен в Якутске в деревянной церкви Спасского монастыря и стал единственным епископом, чье тело навсегда упокоилось в ставшей для него навеки родной якутской земле. Господь сохранил останки епископа Иакова и они чудным образом были обретены в декабре 1999 г. совершенно нетленными. После Пасхи 2000 г. состоялось их перенесение в Никольскую церковь г. Якутска7.
От них часто подается благодатная помощь верующим людям.
В связи с организацией юбилейной выставки, посвященной десятилетию Якутской АССР, монастырское кладбище было ликвидировано в 1932 г.
На территории Троицкого кафедрального собора, построенного в 1708 г., хоронили знатных горожан и духовных лиц. На этой же территории до революции находился Якутский острог.
Кладбище Мучин-Крест (Мучен-Крест), ныне полностью застроенное, являлось местом, где хоронили погибших и умерших арестантов якутской тюрьмы. Погост был основан, по всей вероятности, в XIX в., считался кладбищем для бедных слоев населения: кроме арестантов туда свозили нищебродов, умерших на морозе. Перед революцией кладбище было огорожено простой изгородью с двумя пряслами на столбах. Кладбище с юго-восточной стороны имело возвышенность и имело кустарники из боярышника. Мучин-Крест существовал до советского времени. Настоящие границы кладбища неизвестны, а предположительная площадь на карте современного г. Якутска соответствует 140 кварталу — от пересечения ул. Дзержинского и Федора Попова и почти до ул. Кальвица. В августе 2000 г. студентом исторического факультета ЯГУ (ныне СВФУ) Г.А. Иовлевым в отвалах строительного котлована на ул. Дзержинского был найден фрагмент левой тазовой кости человека.
Однопрестольная Александро-Невская тюремная церковь была расположена в деревянном здании тюрьмы в г. Якутске. Колокольни не было. Не удалось установить, кем и когда и на какие средства был построен храм. Документы о ней были уничтожены во время пожара в здании Якутского областного управления, но по сведениям из «Памятной книжки Якутской области за 1864 г.» можно сделать вывод, что церковь начала действовать с 1855 г. 11
Погребение на Талом озере. Древнее женское погребение, относящееся к XVIII в., было случайно обнаружено в 1961 г. жителем г. Якутска И.Д. Аносовым, проживавшим по ул. Пояркова, при рытье погреба. Раскопку проводил научный сотрудник Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского И.Г. Березкин12.
Погребение у клуба Якутторга. В 1940 г. в черте г. Якутска, на месте строительства клуба Якутторга, сотрудниками Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского и Н.Н. Носовым было раскопано погребение XVII в., «времен якутских восстаний». Из погребального инвентаря особо отмечен лишь колчан с орнаментикой, которую исследователи сравнивают со скифской.
Тыгынов курган. В 0,8 км северо-восточнее озера Сайсары, на углу 69-го квартала современного Якутска, до войны располагался булгуннях – Тыгынов курган, который находился на северной окраине старичного озера Тыгын ойбоно (на дореволюционных картах Якутска – озеро Курганное). В архиве ЯНЦ СО РАН хранится рукопись Н.Г. Золотарева – народного писателя Якутии Николая Якутского, который в августе 1941 г. провел на Тыгыновом кургане раскопки древнеякутского погребения, вместе с сотрудниками Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского В.Н. Чемезовым и Г.М. Васильевым.
Правительствующий сенат Указом от 1 ноября 1771 г. запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать кладбища за городской чертой. В оградах всех градоякутских церквей отводились кладбищенские места, а в монастырской ограде предпочитали хоронить знатных представителей горожан.
На территории Областной больницы давным-давно было татарское кладбище, а с западной части города – иудейское. Однако, найти официальные документы, подтверждающие их существование и определяющие границы, сложно.
Недалеко от ул. Чайковского находится Вилюйское кладбище. Оно сейчас законсервировано, поскольку всю погребальную ношу взяло на себя Маганское кладбище, тихо ползущее на юг по вершинам сопок.
Практически все исторические кладбища Якутска на сегодняшний день полностью или частично разрушены.
Перезахоронения могил перед застройкой не проводилось, а человеческие кости периодически находили строители во время бурения скважин и прокладки инженерных коммуникаций.
Материал подготовила:ведущий библиотекарь И.В. Уваровская
Источник: https://cbsykt.ru/news/drevnie-kladbishcha-yakutska/
Еврейское кладбище располагается на сергеляхской террасе между ледовым дворцом «Эллэй Боотур» и стадионом «Туймаада», ближе к последнему. Табличка, прибитая у входа на это кладбище, указывает, что оно было основано в 1700 г., но на планах города Якутска оно обозначено только с конца 80-х гг. XIX в. Здесь, судя по плану Якутска конца 1916 г., в 1889 г. были похоронены участники Монастырёвского вооружённого сопротивления политссыльных. Кладбище действует до сих пор, хотя площадь его невелика.
Мусульманское кладбище. Это небольшое действующее поныне кладбище, располагающееся на сергеляхской террасе между ледовым дворцом «Эллэй Боотур» и стадионом «Туймаада» (ближе к первому), отмечено только на поздних планах Якутска начала XX в., рядом с еврейским кладбищем, где оно названо также магометанским и татарским. Дата его основания не ясна.
Еще нет аккаунта?