Опять буду писать про курыкан и про происхождение саха. На этот раз приведу значения направлений света на якутском языке и немного про рисунки.
Направление — север
У народа саха части света несут определенный смысл, связанный с историей народа и его культурой. Оказывается, некоторые направления света имеют тюркские корни, а некоторые монгольские.
Рассмотрим этимологию «хоту» (север) и «соҕуруу» (юг). В монгольском языке слово «хойт» (хойд) означает «север». В якутском есть выражение “иннибит хоту” (идем вперед), в прямом в переводе означает “впереди север”. Иными словами, наши предки целенаправленно шли вперед на север или же это означает, что ориентировались на полярную звезду.
Вместе с тем, «соҕуруу» (юг) тюркского происхождения. По-тюркски означает верхний: турецкий “йукары”, азербайджанский “йухары”, татарский “югары”, уйгурский жукури ‘верхний’. Большинство рек в России текут с юга на север, в том числе наша Лена. При этом, если сплавляться вниз по течению, вверх останется сзади, т.е. на юге. Подразумеваю, что часть предков саха сплавлялись таким образом, оставляя юг позади, а впереди север (иннибит хоту).
Направление — восток
Другая часть предков саха, возможно, шла с запада на восток (например, по реке Вилюй), где восток – перед (“илин”), а запад – назад (“арҕаа»).
В тоже время надо подчеркнуть, многие тюркские народы дверь своего жилища или юрты специально ориентировали на восток. При этом задняя часть юрты оставалось западной. Не зря на якутском «илин» (восток) означает «перед, передняя часть», «направление поступательного движения», а «арҕаа» (запад) означает «тыл, зад, задняя сторона». На тюркском «арка» (спина). «Аттаах киһи дьиэ арҕаатынан ааста» – «Всадник проехал позади дома».
Расположение двери на восток связано с практическими, культурными и религиозными традициями. Во-первых, утреннее солнце начинает заранее согревает и освещает жилище. Ветер в степях дует с запада или северо-запада. Восточная дверь не открыта ветрам и пыли. Во-вторых, это связано с культом неба и солнца. На востоке рождается солнце, которое благословляет все живое на земле. В тюркской мифологии восток часто связывался с жизнью, светом и добром, а запад — с тьмой и злом. «Арҕааттан аргыар аргыйбатын» — гласит алгыс (благословение). В переводе на русский означает, «пусть не дуют западные ветра».
Курыкане с 5000 конных всадниками
Согласно одной из теорий, предки саха (считаю, что основной костяк тюркоязычные курыкане) мигрировали из Прибайкалья на север в X–XIII веках. Курыкане умело ковали железо. В статье «Железо древних курыкан» газеты «Восточно-Сибирская правда» от 2022 года написано: «Фрагменты глинобитной печи были обнаружены основателем музея Николаем Михайловичем Ревякиным недалеко от деревни Харанцы в 1963 году. Железо курумчинцев обладало высокими качествами: содержание чистого металла в нём доходило до 99,43%, потому оно было особенно ковким и прочным. Из железа курыкане изготавливали наконечники стрел, ножи, копья, огромные остроги для рыбалки со втулкой для дерева, топоры-кельты, крючки, кольчуги, светильники, серпы, сошники, кельтовидные тесла и другие хозяйственные предметы».
Кстати, в Хужирском краеведческом музее хранятся свистящие стрелы. Гумилев писал, что такие стрелы (изобретение хуннов) указывали направление стрельбы для войска. Скорее всего хунны предки курыкан.
Кузнечное дело также развито у народа саха. В древности верили, что кузнец сильнее шамана. Сегодня якутские ножи – это бренд. Я в этом убедился, посетив музей «Чап уустара» в с. Кэнтик Верхневилюйском улусе. Про это писал в Дневниках на Ykt. Жалко, что портал закрыт, ссылку не могу дать.
По китайским источникам, гулигань (курыкане) проживали вблизи «северного моря» (Ханьхай или Бэйхай/Байхай/Бо), под которым чаще всего понимается озеро Байкал. «Строевого войска» гулигань имели пять тысяч человек. Управлял народом правитель с титулом «сыцзинь», интерпретируемым как китайская форма тюркского титула «тегин» (тыгын? автор). В одном упоминании говорится, что «в стране гулигань двое сыцзинь живут вместе». В связи с гулигань неоднократно упоминается особая порода лошадей, которые «с головы походили на верблюда».
Несомненно, единый народ саха образовался сравнительно недавно в результате смешения тюркоязычных и монголоязычных племен с местными тунгусскими и палеоазиатскими народами. Но, все больше склоняюсь к мысли, что основные наши предки — курыкане. Часть курыкан стали предками хори-бурятов. Куру-хааннар. «Кур» означает на тюркском создавать. Может создатели Хуннской империи?
И.В. Асеев приходит к выводу, что этнический союз трех племен, или уч-курыкан в орхонских надписях могли составлять:
— местные племена, потомки глазковцев;
— забайкальская группа племен – носителей культуры плиточных могил;
— часть гуннских племен, которая под ударами сяньби-хунну или южных хунну в начале I тыс. н.э. продвинулась далеко на запад, включая Прибайкалье.
В ходе взаимодействия различных по своему происхождению общностей, в I тыс. н.э. в Прибайкалье складывается племенной союз Уч-Курыкан, т.е. три курыкана тюркских надписей. «Этот племенной союз, видимо, был достаточно сильным, если в 552-553 гг. н.э. курыканские послы в числе представителей других народов явились на погребальное торжество в честь родоначальника орхонских ханов Бумын-Кагана. Курыканы вели комплексное хозяйство: занимались скотоводством, земледелием с применением искусственного орошения (?), рыболовством, охотой». Получается, не кочевники, а вели оседлый образ жизни.
Не мог же без следа исчезнуть такой организованный народ со своим знаменем (значит с протогосударственным образованием)? Знамя наших предков развивается на древних наскальных рисунках. Рисунок знаменитого всадника со стягом государства курыкан находится вблизи деревни Шишкино в Иркутской области на истоках реки Лена рядом с Байкалом. Сегодня он на гербе Республики Саха (Якутия). Это дань уважения нашей истории.
Далее можете читать тут:
Еще нет аккаунта?