Не секрет, что малые народы, чтобы сохранить свою идентичность стараются “примкнуть” к большим народам, а также искать свою историю и гордиться великими предками. Я тоже иногда пишу про саков, хуннов, тюрков и курыкан. Но, как я понял, саха – уникальный народ, сохранивший и даже создавший свою культуру на вечной мерзлоте. Не надо примазываться к “завоеваниям” Великой Степи. Наши предки не являются основателями Тюрского каганата. Саха сахатынан кэрэ.
Курыкане не входили в Тюркский каганат
Курыкане одни из предков саха, некогда обосновавшиеся в Прибайкалье, жили в бок о бок с Тюркским каганатом, но туда не входили. На карте каганата видно, что Прибайкалье не входило в территорию влияния тюркского государства.
В надписях на надмогильном камне памятнике Кюль-Тегину о курыканах говориться как о тех, кто пришел выразить соболезнования («… табгач, тибетцы, авары и Рим, киргизы, учкурыканы, отуз татары, кытай и татабыйцы, столько народов придя, стонали и плакали»). Затем курыкане написаны уже как противники древних тюрков: «Справа народ табгач был (ему) врагом, слева народ токузогузов Баз-кагана был врагом, киргизы, курыканы, «тридцать татар», кытай и татабы все были врагами».
Китайские источники также пишут о том, народ «гулигань» (курыкане) проживали вблизи «северного моря» (Ханьхай или Бэйхай/Байхай/Бо). «Строевого войска» гулигань имели пять тысяч человек. Управлял народом правитель с титулом «тегин». Курыкане подарили императору Тайцзуну из династии Тан своих лошадей. У них была особая порода лошадей, которые «с головы походили на верблюда». Значит взаимоотношения между курыканами и китайской империей были довольно тесными, можно сказать союзническими.
Теперь посмотрим хронологию. Император Тайцзун правил династией Тан в Китае с 627 по 649 годы. Орхонские письмена датируются 732-735 годами. Упомянутый Кюль-Тегин правил во Втором Восточно-тюркском каганате в период с 716 по 731 год. В 657 – 745 году каганат завоеван Танской империей. Затем курыкане были завоеваны енисейскими кыргызами в первой половине VIII века и включены в состав Кыргызского каганата. В XI—XII веках произошел упадок каганата.
Кстати, всадник со знаменем изображенный на гербе Якутии из Шишкинский писаницы датируется ранним средневековьем (конец V — середина XI века). Можно констатировать, что с большей долей вероятности, этот всадник олицетворяет курыканскую протогосударственность, независимую (автономную) от Тюркского каганата. Для сравнения список тюркских империй по годам:
Этногенез саха происходил здесь
Возникает вопрос, когда же часть курыкан переселилась на территорию Якутии? Г.В. Ксенофонтов предполагал, что сначала на Вилюй переселились уранхайцы, потомки отуреченных тунгусских племен и гуннов с примесью монголов и тюрок. Вторыми на Вилюй переселились в VII–VIII вв. скотоводы «гулигань» или «уч-курыкан». Предки саха Центральной Якутии, переселилась на Лену из Прибайкалья в IX–XII вв.
А.П. Окладников предполагал тоже поэтапное переселение предков якутов на север. Первый заканчивается в X-XI вв., второй – XV-XVI вв.
Более поздние исследователи считают, что массовое переселение предков якутов на север происходит в начале II тыс. н.э. Вместе с тем сегодня возобладает мнение, что саха (якуты) как народ сформировались здесь в Якутии.
Якутский язык относится к тюркским языкам, но мы не являемся потомками Тюркского каганата. Потомками Западного каганата являются казахи, киргизы, каракалпаки, туркмены и узбеки. Алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы как потомки древних телеских племён (теле, уйгуры, кыргызы) входили в Восточный каганат.
Гены говорят
О том что саха не входили в этот тюркский союз, показывает Y-хромосома якутов (N1c1). Галлогруппа N1c1 у саха составляет 89-94%, когда как у киргизов 4-6%, у казахов 8-10%, у турков – 4-6%, у узбеков – 6-8%, у татар – 20-30%, у башкир – 25-40%.
Оказывается, N1c1 среди тюркоязычных народов больше только у саха. Далее идут финны с такой галлогруппой (50–70%), восточные буряты (78–90%) (потомки курыкан?), коми-пермяки (35–50%), эстонцы (35–40%), карелы (40–45%), удмурты (50–56%), марийцы (30–35%), литовцы (38–42%). Пишут, галлогруппа N1c1 возникла в районе Маньчжурии 8 тыс. лет назад, откуда мигрировала в Сибирь с носителями неолитических культур, разделилась на сибирский и европейский кластер.
По степени генетической близости и по своим генетическим характеристикам к якутам более близки народы Южной Сибири – буряты, тувинцы, алтайцы, монголы, хакасы. В отличие от якутов у тюркоязычных народов Южной Сибири в составе генофонда в большей степени выражены европейский и южноазиатский компоненты. У якутов N-M231/M235 встречается с частотой ~80–85%. Это подтверждает их происхождение от сибирских популяций Прибайкалья, а не от алтайских тюрок.
Заключение
Помните карту, которую в свое время Эрдогану подарил председатель националистической партии Девлет Бахчели. На карте были указаны тюркоязычные регионы, в том числе Якутия и Красноярский край.
В России некоторые «эксперты» сразу забеспокоились о том, что Турция мечтает о “Великом Туране”, влияя, в том числе на российские регионы. Проблема наших русских и турецких националистов в том, что они не понимают сегодняшнюю политику и не слишком хорошо знают историю. Иногда картина – это просто картина «видения мира». Не только язык (современный саха не сразу поймет турка), но и религия отдаляет Якутию от потомков Западного Тюркского каганата. Хотя может где-то, в каком-то давнем поколении может мы и родственники. Думаю, по сравнению с тюрками с Алтая наши предки курыкане были немного «старше» со своими уйгурскими и хуннскими корнями. С другой стороны, саха — молодой этнос, который сформировался на территории современной Якутии на базе тюркоязычных курыкан, протомонголов и коренных народов Сибири.
Карта с Википедии.
Фото с сайта https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/politics/20221129/velikii-turan-mif-ili-perspektiva
Источники:
Ушницкий Василий Васильевич Историография курыканской проблемы // Известия Лаборатории древних технологий. 2014. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiya-kurykanskoy-problemy (дата обращения: 07.07.2025).
Генетическая история народов Республики Саха (Якутия) / С.А. Федорова, А.Н. Алексеев. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2017. – 92 с. ISBN 978-5-7513-2411-7
Далее по теме:
Еще нет аккаунта?