«Злой город» – хороший фильм
На прошлой неделе посмотрели «Злой город». Батальные сцены без графики, достойный сценарий, невялый сюжет. Оказывается, маленький Козельск противостоял армаде Батыя целых три месяца. Благодаря географическому расположению, храбрости русских витязей монголы не могли взять город. Потеряв своих лучших воинов и драгоценное время на дальнейшее наступление по Руси, Батый назвал Козельск “Злым”.
Очень хорошо сыграли свои роли наши якутские артисты. Василий Борисов великолепен в роли Батыя, Дмитрий Алексеев вжился в роль основного антагониста Тамачи. Наконец, наш уважаемый Герасим Васильев, сыграл урянхайца Субэдэя, главного военного стратега самого Чингисхана. Они говорят по-монгольски, скачут на лошадях, вовсю рубятся саблями. Монголы – не просто злодеи -каратели. У каждого есть своя правда. Так, Тамачи хочет отомстить за своего деда — посла, которого до битвы на Калке убили русские князья. У Субэдэя «есть зуб» на своего бывшего пленника, служившего у него «уруса двурукого», отца воеводы Козельска. Город может бы не трогали, но стратегически надо брать, так как в тылу не оставишь, тем более нарочно убивают одного из чингизидов. Показана дружба военачальника города с кыпчаком Аметом. Кстати, в битве на Калке против монгольского войска плечом к плечу стояли русские и половцы (кыпчаки). Кыпчаки – это предки нынешних татар, башкир, казахов и киргизов.
Монгольские заимствования в якутском языке или наоборот
Вдохновившись фильмом, вчера вечером решил написать пост про монгольские слова в якутском языке или же наоборот. У Батыйа есть два военачальника Буре и Хадан. Буре — названия рода в составе башкир, обозначающее волка-прародителя, или волка-покровителя. Буре – «Бөрө» (волк) по- якутски. «Хатан» переводится как «прочный, твердый, закаленный». Хадан – есть такой наслег в Сунтарском улусе. У Чингисхана был сын Толуй (Тулуй). Любой саха знает значение имени. «Толуй» — по-якутски «возмещай», «окупи», «компенсируй», а «тулуй» — «терпи».
Кстати, Чингисхан – это ведь по идее титул “хан ханов”. Согласно Большой Российской Энциклопедии, «Чингисхан» — почётный титул, восходящий к тюркскому «тенгиз» (по-узбекски «денгиз», что означает «море»). Типа, «Чингисхан» означает «хан-океан». Есть мнение, что исходит от «чинг» значит «крепкий» (по-якутски тоже «чиҥ»), а «гис» типа множественное окончание.
Вместе с тем, склоняюсь, что хану ханов скорее всего бы дали имя божества Чыҥыс Хаан, а не “океана”. Таким именем зовут бога судьбы по якутской мифологии, живущего на седьмом небе. Древние монголы были тенгрианцами, а значит, вера в Божество Судьбы могла быть и у них.
Согласно Рувики, урянха́йцы, урянха́ны (монг. урианхай) — одно из древнейших племён, входивших в дарлекинскую группу монголов. Потомки этого древнего рода в настоящее время известны в составе многих монгольских народов. Тувинцы тоже урянхайцы. У буряты тоже есть предки урянхайцы. Якуты себя считают “Урааҥхай саха”. Кстати, может Субетей – корень слова по-якутски “Сүбэ” (Совет?) — “Сүбэтэй” – «Советчик».
Как пишет Р.И. Бравина, начало этногенеза предков саха связывается с Байкальским регионом. Предки якутов и бурят находились в тесном этнокультурном взаимодействии, начиная с хунно-сяньбийского времени… Это родство усиливается наличием общих предков в лице курыкан Прибайкалья VI–Х вв. Я про Ольхон писал здесь.
Хори-туматы или хоро и туматы
По якутской легенде, Омогой баай — также один из прародителей якутского рода, был из «бырааскай омук», то бишь бурятского (монгольского) происхождения. При этом Эллэй Боотур, который взял в жену его дочь, был «татарином», т.е. тюркоязычным. Иными словами, монголоязычные племенами также составили костяк якутского народа. Согласно С. И. Боло, имеется фольклорное сведение о том, что туматов с долины Туймаады изгнал Омогой Баай. Особое воинственное племя тумат, проиграв в войне с Омогоем, перекочевало на север в сторону Вилюя и там осело.
Я не думаю, что предки якутов, участвовали в походах Чингисхана. Иначе это бы отразилось бы в наших сказаниях. В империи монголов возле озера Байкал жили хори-туматы. (Смотрите карту).
В 1217-1218 годах туматы дважды восставали против монголов, но были разгромлены. Возможно часть туматов после этого перекочевало в вилюйские районы Якутии.
В то же время есть мнение, что туматы и хори разные народы. Про Улуу Хоро (тоже один из прародитель народа саха) есть древнее сказание, что он приехал на быке. Улуу Хоро скорее говорил на другом наречии, что местные якуты (тюркоязычные курыкане) не понимали его. Есть выражение: “киһилии кэпсээ, сахалыы саҥар, мин хоролуу билбэтим» (“говори на человеческом языке, по-якутски, я не понимаю по-хорински»).
Кстати, название племени “үч курыкан” («үс саха»), некоторыми учеными трактуется как три племени (три рода — тюрков, монголов, тунгусов, связанных системой родства). Оказывается, по-тунгусски “курокан”, “куракан”, “курэкэн” означает «зять».
Можно сделать вывод, что саха (якуты)– сравнительно молодой этнос, окончательно сформировавшийся в Якутии, имеющий тюркские (так как основной костяк курыканский), монгольские и тунгусские корни, которые исходят из Прибайкалья и истоков реки Лена. При этом древняя мифология Олонхо и самоназвание “саха” возможно исходит от индо-арийцев (саков), и, наверное, что наши прародители вместе с другими народами участвовали в формировании Хуннской империи и соседствовали с Тюркским каганатом.
Про это я писал тут:
Литература:
Бравина Розалия Иннокентьевна «ПУТЬ ОМОГОЯ»: ЯКУТСКИЕ ЭТНОНИМЫ МОНГОЛЬСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ // СВГВ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/put-omogoya-yakutskie-etnonimy-mongolskogo-proishozhdeniya.
Герасимова Лидия Петровна Этноним «хоро» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnonim-horo.
Ушницкий Василий Васильевич Мифы и сведения о племени туматов: Хакасия, тува, Прибайкалье, Ленский край // Новые исследования Тувы. 2011. №2-3 (10-11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mify-i-svedeniya-o-plemeni-tumatov-hakasiya-tuva-pribaykalie-lenskiy-kray
Рувики. Хори Туматы. Урянхайцы.
Фото: скриншот с фильма.
Еще нет аккаунта?